Стратегическая сделка. Стоит ли инвесторам опасаться продажи «Яндекса»
Слухи о возможной продаже 30% «Яндекса» Сбербанку вызвали панические распродажи акций интернет-гиганта, несмотря даже на опровержения обеих сторон. Почему эта сделка весьма вероятна и что она означает для инвесторов?
Одни лишь слухи о возможном приобретении Сбербанком контрольного пакета акций «Яндекса» обрушили котировки акций крупнейшей IT-компании России. Иностранные инвесторы опасаются превращения российского поисковика в неповоротливую и коррумпированную госкомпанию, ожидая кардинального изменения инновационной стратегии развития интернет-гиганта. Перспективы сделки по покупке доли в «Яндексе» пока неясны, однако все происходящее сегодня уже стало дурным предзнаменованием для компании.
Четверг и пятница, 18 и 19 октября, оказались чрезвычайно напряженными для «Яндекса» и его инвесторов. В течение двух дней капитализация компании на Нью-Йоркской фондовой бирже упала более чем на $3 млрд — торги в пятницу завершились на отметке $8,559 млрд. На начало торгового дня в понедельник, 22 октября, стоимость акций на Московской бирже немного подросла — примерно на 3,7%.
Пресс-служба Сбербанка поспешила опровергнуть слухи о грядущей сделке, но в самой интернет-компании воздерживаются от комментариев, подтверждающих или опровергающих информацию СМИ. Считается что Сбербанк давно смотрит на «Яндекс» как на привлекательный актив для приобретения. Подтверждением этому служат многочисленные совместные проекты.
Так, банку принадлежит 75% акций платежной системы Yandex.Money, а в апреле этого года Сбербанк и «Яндекс» объявили о создании совместного предприятия в сфере электронной торговли. Структуру, зарегистрированную в Нидерландах, назвали Yandex.Market. Группа Yandex N.V. (владелец российского «Яндекса») и Сбербанк (в лице своей «дочки» Digital Assets) получили по 45% в этой компании. Оставшиеся 10% отвели на так называемый штихтинг (форма собственности без владельцев и без цели получения прибыли) для поощрения топ-менеджмента.