«Давайте в Zoom обсудим»: как захватить внимание публики
Прошедшие два года задали тренд на перевод всех процессов в онлайн. Общение между людьми по рабочим вопросам перекочевало в Zoom, Skype, Teams, Яндекс.Телемост и прочие приложения. Удаленное общение помогло сэкономить время, но привнесло свои сложности. Неизменными остались роли — спикер и его слушатели. Так как же спикеру играть свою роль, если перед ним нет зала?
Нюансы онлайна
Самое главное отличие виртуальной встречи от очной — соединение в прямом и переносном смысле. В онлайне роль технических накладок намного выше, чем в офлайне. Офлайн-встреча дает возможность общаться вживую, если сломался экран или проектор. А если в онлайне пропал интернет или даже звук, то мероприятие провалено.
К такому повороту событий нужно быть готовым и действовать по принципу «то, что нам мешает, то нам поможет». Например, в моей практике была ситуация, когда один из 700 участников вебинара, где я был спикером, включил воду на кухне и отошел от компьютера. Чтобы устранить проблему, техническим специалистам потребовалось три минуты. Эти три минуты показались мне вечностью.
Пока холодный пот проступал у меня на лбу, я старался сделать связку между технической накладкой и темой выступления: «Коллеги, прислушайтесь к потоку воды, который сейчас шумит у нас в ушах. Представьте, что это ваша речь — она льется плавно и мягко, и при этом…»
Хоть и со скрипом, но тогда у меня получилось повернуть проблему так, чтобы она стала работать «в плюс». Помогла техника три «О»: обрати внимание — обрадуйся — оберни в пользу. Сложнее всего в этом алгоритме именно обрадоваться. Но если это у вас получится, мозг придумает, что сказать дальше, — будьте уверены.
Доверие аудитории — показатель успеха выступления
Доверие и к онлайн-, и офлайн-спикеру складывается из одинаковых составляющих: симпатия, экспертность и искренность говорящего. Эти три показателя — как три множителя в произведении. Если какой-то из показателей падает до нуля, то доверие рушится.
Выступающий должен убедить аудиторию, что ему здесь нравится (симпатия). Слушатели в свою очередь должны поверить, что спикер знает, что делает (экспертность). И у него нет двойного дна или скрытой повестки — он точно такой, каким кажется — не больше и не меньше (честность).
Все эти три показателя транслируются как бы между строк, в неявном виде. Нельзя сказать прямо: «Вы должны доверять мне, потому что я…». Отсюда вопрос: что говорить, чтобы оставаться в контакте со своими слушателями?