Даан Розегаарде: архитектор интерактивных пространств
В соцсетях интронизацию римского папы Франциска в 2013 году сравнивали с возведением в сан его предшественника Бенедикта XVI семью годами ранее. И дело не в тонкостях католицизма: снимки последней церемонии светятся целым морем огоньков – в отличие от предыдущей, на которой толпа выглядит темной и молчаливой. За время, разделяющее эти два события, произошла революция в доступности смартфонов и мобильного интернета. Пассивные зрители превратились в вездесущих операторов – и у каждого в руках светится экран.
Среди множества талантов Даана Розегаарде важное место занимает наблюдательность. Она заставляет его замечать даже самые обычные вещи, на которые мы редко обращаем внимание. А воображение художника позволяет рассмотреть за ними новые возможности для будущего. Ну кому не знакомы звезды и планеты из фосфоресцирующей пластмассы, которыми украшают детские комнаты и спальни? Присмотревшись к ним, Даан задумался: «Что за удивительный светильник – не требующий питания, да и просто красивый?» Нужного эффекта добиваются, добавляя в пластик фосфоресцирующие компоненты. Сегодня они вполне безопасны и изготавливаются на основе алюминатов щелочноземельных металлов. Но почему бы не использовать их шире – внедрять в стены домов, в уличную разметку, в столбы и мосты?
Об идее узнал глава крупной строительной компании Heijmans, вынужденной постоянно искать инновации, чтобы противостоять усиливающейся конкуренции со стороны китайских корпораций. Так Даан Розегаарде стал работать над созданием светящейся в темноте краски для улиц. И когда работники Европейского фонда Ван Гога выбирали проекты, которыми стоило бы отметить 125-летие смерти художника, этот фосфоресцентный состав оказался весьма кстати. Участок дороги, соединяющей Эйндховен с городком Нейнен, где Ван Гог жил и работал несколько лет, превратился в «звездный путь», напоминающий об одной из его самых знаменитых картин. А для самого Даана Розегаарде сияющая дорога стала визитной карточкой.