Что защищает медведей от тромбоза вен и как это может помочь человеку
В России ежегодно фиксируется 80 тысяч случаев первичного тромбоза глубоких вен. Больше половины из них происходит во время и после госпитализации — это прямое следствие ограничения подвижности. В то же время наблюдения показывают, что у бурых медведей, которые проводят в спячке по полгода, таких проблем не возникает. О том, как медики планируют использовать эту способность, чтобы помочь людям, — в материале «Сноба»
Оркестр без первой скрипки и с сотней дирижеров
Без свертывания крови человек мог бы серьезно пострадать даже при небольшой царапине, что и происходит с больными гемофилией. Огромный оркестр белков со сложными механизмами обратной связи регулирует вязкость нашей крови и при необходимости подает сигнал тромбоцитам образовать сгусток и залатать рану. Но если хотя бы один инструмент в этом оркестре выходит из строя, вся мелодия нарушается: сгустки могут формироваться там, где они не нужны, затруднять ток крови и мешать питанию органов, что может привести к тяжелой болезни и даже смерти.
С венозным тромбозом борются с помощью антикоагулянтов. Эти препараты эффективны, но их дозировку сложно подобрать, а из-за нарушения режима приема и курса лечения проблема может вернуться или возникнут осложнения. В поисках новых способов лечения биологи обратили внимание на медведей, которые проводят в спячке пять-шесть месяцев в году и не страдают от венозного тромбоза. Выяснилось, что в тромбоцитах медведя в спячке понижены уровни индикаторов воспалительных процессов и белка теплового шока 47 (или HSP47), о функциях которого мы расскажем чуть ниже. Это не значит, что тромбов у медведей не бывает вообще, но долгие периоды без движения не представляют для них серьезной угрозы.
Почему медвежьи услуги оказались полезны для медицины
Это далеко не первая работа, посвященная тому, как организм медведей приспособился к спячке. По мнению ученых, бурые медведи могут стать «моделью болезней, связанных с сидячим образом жизни», ведь из-за долгой неподвижности они, кроме тромбоза, не страдают также от пролежней, атеросклероза, поражений костей, мышц, сердца и других органов, не теряют чувствительности к инсулину.
По физиологии медведи намного ближе к человеку, чем те же мыши, поэтому изучение их адаптации к спячке может нам помочь. Биологи берут анализ крови у медведей, живущих в дикой природе. Сравнивая образцы, взятые зимой и летом, ученые нашли и другие изменения, происходящие во время спячки. У медведей снижается уровень большинства белков в плазме крови, что позволяет не тратить много ресурсов на их синтез и экономить энергию. Но содержание нескольких белков сохраняется или растет: так, уровень глобулина, связывающего половые гормоны (ГСПГ), во время спячки повышен в 45 раз. Чем его больше, тем меньше стероидов будет в крови в свободном виде, чтобы участвовать в реакциях.