Что такое эмбодимент и зачем учиться управлять телесными реакциями
Отношение общества к телу меняется: некоторые люди воспринимают свою физическую оболочку не просто как данность, а используют ее для расширения своих возможностей. Выясняем, зачем это нужно и как работает.
Современный человек разобщен со своим телом в силу разных причин: плохая экология, перенаселенность городов, стрессы, диджитализация. Люди сосредоточены на своих мыслях, редко обращают внимание на эмоции и совершенно забывают о своем отражении в зеркале. Более того, тело воспринимается как источник сложностей: его нужно кормить, лечить, одевать, ублажать, а оно в ответ болит, устает и вообще мешает быть высокоэффективным и многозадачным. Это больше не безопасное место и не источник новых ресурсов. Адепты эмбодимент-движения утверждают, что практики, включенные в их подход, помогают найти потерянный контакт с телесностью, научиться «присутствовать» в теле, сделав его местом отдыха и перезарядки, что в итоге поможет существенно изменить качество жизни. В Москве проводником в эту сферу выступает Татьяна Новоселова, руководитель программы «Эмбодимент-коучинг. Развитие эмоционально-телесного интеллекта» при Московском институте психоанализа (ранее Институте практической психологии НИУ ВШЭ). Она помогла нам разобраться в том, как некоторым удается отыскать в себе телесную природу и обнаружить в этом новые смыслы.
Главные имена
В 1960–1970 годах XX века начал возрождаться интерес к индивидуальности и личностному развитию, главным образом в США. Распространение восточных практик на Западе, возвращение к идеям гуманизма, интерес к телу как объекту, научные исследования в области мозга и сознания слились в одну отправную точку эмбодимент-движения. Кстати, ростки социальных течений феминизма, бодипозитива или всецелого интереса к личностному росту и саморазвитию произрастают из той же самой лунки.
Ричард Строцци-Хеклер тренировал американский спецназ морской пехоты с помощью айкидо. Занятия были призваны усилить не только боевое и физическое, но и интеллектуальное превосходство элитных войск. Таким образом он стал одним из основоположников эмбодимент-направления, основав Институт Строцци. Экс-супруга военного Венди Палмер придумала собственный подход «leadership embodiment», в рамках которого помогает формировать лидерские качества — психологическую устойчивость, целеустремленность, креативность — и налаживать социальные связи, работая со стресс-паттернами (стрессовыми телесными реакциями). Пол Линден — еще один основатель движения, мастер айкидо, занимается преодолением «застрявших» в теле психологических травм и решением конфликтов в рамках подхода «Being in Movement».
В России первую школу эмбодимента открыл Стюарт Хеллер, автор метода невербального коучинга «Система пяти колец». Отцы-основатели оригинального подхода долгое время занимались какими-либо традиционными восточными практиками, исследовали, как они помогают формировать свою личность и лидерские компетенции. Главным их открытием было то, что основным приемам можно обучить других. То есть человеку не обязательно проводить месяцы и годы на тренировках — вместо этого можно освоить определенные элементы и получить нужный для жизни эффект, например, стать более стрессоустойчивым и энергичным. Такая методика и легла в основу современного подхода.
Тело в дело
Эмбодимент эклектичен, он подпитывается множеством практик. Это также обусловлено тем, что у каждого свой темперамент и разная степень контакта с собственной телесностью. Тем не менее, существует некий стандартный набор, в который входит несколько техник. Первая — «сканирование тела». Участнику предлагается включить внутреннее внимание и последовательно «обозревать» все части своего тела и внутреннего пространства, от пальцев ног до макушки головы. Вторая — «центрирование». Это комплекс способов, помогающих вернуть внимание внутрь себя, уйти от стрессовых реакций, которые включаются автоматически и ограничивают наш спектр возможностей. Так можно научиться замечать и осознавать стрессовую реакцию и управлять ей. Третья техника — «самонаблюдение», то есть ведение дневника. Нам свойственно многое забывать, что вызывает ощущение безрезультатности. Но, взглянув на собственные записи, практикующий может оценить значительность изменений. Четвертый метод дает возможность самостоятельно подобрать для себя какую-либо телесную практику, будь то йога, айкидо, танец, театральный перформанс и другие. Для расширения своих возможностей и в качестве способа познать непривычную телесную репрезентативность рекомендуется выбирать практику по модели «инь-ян», то есть что-либо нетипичное для темперамента. Например, мягкому человеку — бокс, скромному — зажигательные танцы, слишком активному — контактную импровизацию или флоатинг