Как и сколько мы будем работать в будущем
В июне Дмитрий Медведев заговорил о возможном переходе на четырехдневную рабочую неделю. Предложения по этому вопросу к 30 сентября должен сформировать Минтруд, но уже сейчас понятно, что ни у работников, ни у работодателей, ни у социологов и экономистов эта идея восторга не вызывает. 48% россиян не хотят переходить на четырехдневку, так как опасаются потерять в зарплате, а эксперты говорят, что это приведет к замедлению экономического роста. При этом четырехдневка — далеко не самое экзотическое предсказание, которое может сбыться при нашей жизни в не таком уж и далеком будущем. Мы стоим на пороге эпохи, когда искусственный интеллект, Big Data и «интернет вещей» должны повсеместно проникнуть в нашу жизнь и изменить ее коренным образом. Как при этом изменится наша работа и ее график? Разбираем самые интересные прогнозы.
Предсказание 1: четырехдневка, 15 или 12 рабочих часов в неделю
«Люди будут трудиться по 12 часов в неделю», — предсказал основатель Alibaba Group Джек Ма на Всемирной конференции по искусственному интеллекту в Шанхае в конце августа 2019 года.
«Сила электричества дала нам больше времени для того, чтобы по вечерам иметь возможность сходить в караоке или на вечеринку, — добавил Ма. — Благодаря искусственному интеллекту у людей будет больше возможностей быть людьми».
В своих оптимистичных прогнозах Ма превзошел даже Джон Мейнард Кейнса, который в 1930 году написал эссе «Экономические возможности наших внуков», где предсказывал, что через 100 лет технический прогресс позволит людям работать по 15 часов в неделю. По Кейнсу, к этому времени человечество достигнет достаточного уровня жизни и работать так же много, как раньше, не будет необходимости.
Уровень жизни с тех пор действительно вырос, но вот с переходом на более короткую рабочую неделю не сложилось: хотя исследования показывают, что люди более продуктивны, когда работают меньше, и чувствуют себя счастливее, обычно все упиралось в экономику. Например, в 2017 году в шведском городе Гетебург проводили эксперимент в доме престарелых: сиделкам сократили рабочий день с восьми до шести часов. Они выполняли свою работу намного качественней и сами реже болели, зато клинике пришлось нанять дополнительный персонал, а значит, потратить больше денег.
Позитивные примеры тоже есть: Дмитрий Медведев в своем выступлении упоминал новозеландскую компанию Perpetual Guardian, сотрудники которой за четыре рабочих дня стали успевать больше, чем за пять, после того как им добавили дополнительный выходной, не уменьшая зарплату. При этом многие быстрорастущие мировые компании и их лидеры до сих пор известны своим фанатичным подходом к работе. В 1980-х в майках с надписями «Мы работаем по 90 часов» ходили сотрудники Apple, сейчас Илон Маск постит в твиттер: «Нельзя изменить мир, работая 40 часов в неделю», объясняя, почему в Tesla трудятся по 100 часов в неделю. Сам Маск в особо напряженный период 2017 года работал по 120 часов в неделю, но потом перешел на «посильные» 80–90. А основатель конкурента Alibaba JD.com Ричард Лю писал, что для него не проблема работать с 8 до 23 и иметь всего два выходных в месяц, — и ненавязчиво призывал сотрудников следовать его примеру.