Что случилось с SSJ-100: все вопросы о катастрофе в аэропорту Шереметьево

Вопросы, ответы на которые предстоит дать следствию о катастрофе SSJ-100

ForbesОбщество

Что случилось с SSJ-100: все вопросы о катастрофе в аэропорту Шереметьево

Сейчас еще рано делать окончательные выводы о катастрофе пассажирского самолета SSJ «Суперджет-100», но уже можно обозначить основные вопросы, ответы на которые предстоит дать следствию

c3aaa810-c69a-48ec-a995-369a499253fa.jpeg__1557248189__83354.jpeg
Фото Сергея Фадеичева / ТАСС

5 мая 2019 года в столичном аэропорту Шереметьево при посадке потерпел катастрофу пассажирский самолет SSJ «Суперджет-100» с бортовым номером RA-89098. Заживо сгорел 41 человек.

В авиации столь трагические последствия, как правило, являются следствием не одной, а нескольких причин, наслаивающихся друг на друга. И задачей расследования авиакатастроф является не только выявление виновных, вопреки расхожему мнению, а выработка мероприятий, предотвращающих повторение подобного в будущем.

Сейчас еще рано делать окончательные выводы, но мы уже можем обозначить основные вопросы, ответы на которые предстоит дать следствию. И сделаем это в той последовательности, как развивалась трагедия.

Удар молнии

Сразу после взлета в 18:02 по московскому времени, на высоте чуть более двух километров, в правый двигатель самолета ударяет молния. Почему это случилось? Все дело в том, что современные самолеты «видят» бортовыми метеолокаторами грозовые фронты и, как правило, их обходят. Или не взлетают прямо в грозу, пережидая ее на земле. Среди летчиков бытует правило, что, если ты попал в грозу — сам виноват. Попадание молнии в самолет или столкновение с градом — это всегда ошибка экипажа. Поэтому взлет в грозу — это ответственность командира воздушного судна (КВС) Дениса Евдокимова. Как бы то ни было, рейс SU1492 Москва–Мурманск сразу после взлета получил удар молнией.

Попадание молнии в летящий самолет — это очень неприятное, но не катастрофичное событие. В авиации это случается довольно часто, и современные самолеты переносят это сравнительно легко. По данным статистики, каждый коммерческий самолет получает удар молнией в среднем раз в год. Но, в данном случае поражение молнией вызвало отказ бортовой автоматики, проблемы с радиосвязью (какое-то непродолжительное время работала аварийная частота) и, судя по всему, с некоторыми другими бортовыми системами. Именно молния стала причиной всех последующих событий, и поэтому техническая версия должна быть среди приоритетных в расследовании. Сейчас еще достоверно неизвестно, какие именно бортовые системы самолета вышли из строя, но наиболее вероятным является отказ «мозгов» электродистанционной системы управления с отключением режима Normal и переходом на ручной режим управления самолетом Direct (удар молнии мог привести к переходу в режим Emergency Electrical Configuration с последующей активацией режима управления Direct Mode). Это требует от летчиков большего профессионализма и внимания, чем в обычных условиях, при этом управлять самолетом становится гораздо сложнее, потому что режим Normal обеспечивает улучшение летных характеристик самолета и упрощает управление самолетом. С переходом на режим Direct летчик не просто лишается помощи электроники, но и само управление становится менее плавным и сглаженным. Электроника перестает помогать летчику и парировать его возможные ошибки. Например, в режиме Normal автоматика отслеживает положение закрылков в зависимости от скорости самолета, и при снижении скорости происходит автоматический выпуск закрылков (и наоборот). Но в режиме Direct летчики перед посадкой должны выпускать закрылки вручную. Кроме того, автоматика может снять ограничения по углу атаки, парировании отказов двигателя, контроль скорости и другие защитные и просто полезные пилоту функции.

Полные баки

Ситуацию осложняла большая масса самолета, только что взлетевшего с полным запасом топлива на перелет до Мурманска, и с аэронавигационным запасом для возможности ухода на запасной аэродром в случае невозможности посадки в пункте назначения. Обычно к моменту посадки основной объем топлива уже израсходован, поэтому посадочная масса, определяющая нагрузки на шасси при посадке, значительно (для «Суперджета» — примерно на 6-8 тонн) меньше взлетной. Не исключено, что самолет мог быть заправлен «в два конца», приняв в баки перед вылетом топливо на обратную дорогу в Москву. В случае необходимости экстренной посадки самолеты, если позволяют условия, могут часами кружить в зоне аэропорта, выжигая лишнее топливо. Но 5 мая 2019 года КВС «Суперджета» принял решение идти на посадку с полным запасом топлива, при этом, по неподтвержденным данным, его масса в момент касания посадочной полосы не менее чем на тонну превышала максимальную посадочную массу. Насколько это было правильным решением — в этом тоже предстоит разобраться следователям.

С одной стороны, самолет летит, критической ситуации на борту нет, двигатели работают, топлива достаточно, гидросистемы в норме, напряжение в электросети есть — причин для спешки не было. Спешки, которая неизбежно приводит к ошибкам, иногда фатальным. Зато было время спокойно все проанализировать и настроиться на выполнение нестандартных действий.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

20 лет группе «Тату»: почему мы до сих пор о них помним 20 лет группе «Тату»: почему мы до сих пор о них помним

Самой известной за пределами СНГ российской группе году исполняется 20 лет

РБК, июль'19
6 театральных премьер июля 6 театральных премьер июля

Даже летом московские театры не дремлют

GQ, июль'19
4 героя, в которых может перевоплотиться Рафаэль Надаль 4 героя, в которых может перевоплотиться Рафаэль Надаль

Персонажи, на которых походил Рафаэль Надаль в разные годы

GQ, июль'19
Как Германия и Франция посты в ЕС делили Как Германия и Франция посты в ЕС делили

За что Европарламент критикует процедуру согласования главы Еврокомиссии

РБК, июль'19
Вместо ММА: 5 необычных единоборств, которые ты можешь изучить в России Вместо ММА: 5 необычных единоборств, которые ты можешь изучить в России

Интересные боевые техники, которыми стоит заняться

Men’s Health, июль'19
Оператор «Платона» оценил трансграничную силу Оператор «Платона» оценил трансграничную силу

СП «Ростеха» и Игоря Ротенберга готово к мониторингу транзита санкционных грузов

РБК, июль'19
Эта независимая кинокомпания дает прикурить голливудским студиям Эта независимая кинокомпания дает прикурить голливудским студиям

A24 выпускают кино не для всех, которое смотрят абсолютно все

GQ, июль'19
Рэперы, которые интересуются модой не меньше, чем музыкой Рэперы, которые интересуются модой не меньше, чем музыкой

Зачем записывать альбомы, если можно выпускать коллаборации и классно одеваться

GQ, июль'19
«Запретная» тема: интимная пластика, инъекции и косметика «Запретная» тема: интимная пластика, инъекции и косметика

Наши «причинные места» внезапно стали актуальной темой в индустрии красоты

Psychologies, июль'19
Кредиты и налоги стали главным бременем россиян Кредиты и налоги стали главным бременем россиян

Росстат представил новые данные о финансовом положении населения за 6 лет

РБК, июль'19
Евгений Цыганов: «Я проверяю жизнь на гибкость, на размах, на возможности» Евгений Цыганов: «Я проверяю жизнь на гибкость, на размах, на возможности»

В авторской рубрике "Раздевал" вызываем очередного героя Men's Health

Men’s Health, июль'19
Алексей Тайчер ставит на лизинговый состав Алексей Тайчер ставит на лизинговый состав

Бывший глава ФГК создает нового железнодорожного оператора

РБК, июль'19
Как набрать силу бойца UFC: основные принципы тренировок Как набрать силу бойца UFC: основные принципы тренировок

Накачай убийственную мощь и нарасти 5 кг мышц по нашей программе тренировки

Men’s Health, июль'19
9 арт-фестивалей, которые пройдут в Москве 9 арт-фестивалей, которые пройдут в Москве

Арт-фестивали июля

GQ, июль'19
Трихолог — о выпадении волос, правильном уходе и плазмотерапии Трихолог — о выпадении волос, правильном уходе и плазмотерапии

Как избежать проблем с волосами и какие факторы влияют на их здоровье

РБК, июль'19
15 мыслей Массимо Боттуры 15 мыслей Массимо Боттуры

Шеф ресторана Osteria Francescana — о своих отношениях с отцом, едой и славой

GQ, июль'19
Со всеми удобствами Со всеми удобствами

«Татлер» беспокоится по поводу нового наркотика — тотальной комфортозависимости

Tatler, июль'19
7 вопросов Алексею Паршину, адвокату Ангелины Хачатурян 7 вопросов Алексею Паршину, адвокату Ангелины Хачатурян

7 вопросов адвокату Алексею Паршину о деле сестер Хачатурян

Русский репортер, июль'19
Porsche Cayenne S Coupe. Почему так долго? Porsche Cayenne S Coupe. Почему так долго?

По каким причинам в Porsche тянули с выпуском купе-кроссовера

4x4 Club, июль'19
Вспышечная: Фотографии, изменившие мир Вспышечная: Фотографии, изменившие мир

От первого селфи до выхода в космос – 10 фотографий, изменивших мир

Esquire, июль'19
Яхта, август Яхта, август

Как вести себя на лодке, если она пока не ваша

Tatler, июль'19
Надо влюбиться Надо влюбиться

Влюбляться, испытывать чувства – нет, это не про тебя. Интересно, почему так?

Лиза, июль'19
Почетная бронза Почетная бронза

Автозагар у многих ассоциируется с «оранжевыми» нулевыми

Glamour, июль'19
По правилам (и без) По правилам (и без)

Эмили Нагоски составила новый кодекс нашей интимной жизни

Cosmopolitan, июль'19
Дело шьют Дело шьют

Сын главы Ростеха Сергей Чемезов-младший занялся легкой промышленностью

Tatler, июль'19
Ванкувер, Канада Ванкувер, Канада

Эта история полна клюквы, но ты должен в нее поверить

Maxim, июль'19
Детский беспредел Детский беспредел

Как детская жестокость выходит из-под контроля, выяснял «Огонек»

Огонёк, июль'19
Ю Несбё Ю Несбё

Репортаж журналиста Энди Мартина о норвежском мастере триллеров

Elle, июль'19
Все равно ему водить Все равно ему водить

Адама Драйвера любят и режиссеры, и кинокритики, и даже фанаты «Звездных войн»

Glamour, июль'19
Даже если вам немного за 30 Даже если вам немного за 30

Как построить отношения и найти свою половинку в зрелом возрасте

Psychologies, июль'19