Что позволено гению. Разговор Зауре Розмат с Исфаром Сарабским — о самодисциплине, плагиате и миксе культур
Для светского, но по-прежнему консервативного Казахстана Зауре Розмат — настоящая бунтарка. В 17 лет она вышла замуж, родила ребенка и развелась, поработала в международной корпорации и, поняв, что системе не нужен креатив наемных работников, начала собственное дело — запустила медиа The Steppe. И попала в рейтинг Forbes Asia «30 моложе 30». Зауре зарабатывает со школьной скамьи и на собственном примере доказывает: ни раннее замужество, ни многовековые традиции не помеха на пути к рейтингу самых богатых людей.
Бунтарство не чуждо и азербайджанскому музыканту Исфару Сарабскому. Выходец из академической семьи — прадед Исфара, знаменитый оперный певец Гусейнкули Сарабский считается одним из основоположников восточной оперы, а мама преподавала по классу скрипки, — отучившись в музыкальном колледже в Беркли и вписав свое имя в историю джаза (в 2009-м Исфар стал победителем 43-го Джазового фестиваля в Монтре), подался в электронщину, потряс Boiler Room и вывел новый жанр — электро-мугам. В апреле 2021 года Исфар выпустил дебютный джазовый альбом Planet на лейбле Warner Music Group (WMG).
Героев объединяет искренняя любовь к родине и уважение к традициям, которые, впрочем, не мешают (напротив — помогают) завоевывать мир. В совместном проекте Esquire, The Blueprint и Pasha de Cartier Зауре и Исфар сверили часы и обсудили, позволительна ли прокрастинация, есть ли в бизнесе место творчеству и наоборот.
Зауре
Исфар, ты любишь музыку с детства?
Исфар
Да. Я едва умел ходить и даже не разговаривал, но уже ставил пластинки в проигрыватель и понимал, какая именно музыка играет.
Зауре
А какая музыка звучала?
Исфар
Много всякой: и Луи Армстронг, и Диззи Гиллеспи, и Led Zeppelin. Дома звучала и классика — Шопен, Лист… У меня музыкальная семья: мама — педагог по скрипке, отец тоже был меломаном. Я сейчас себя не позиционирую как узконаправленный музыкант, играю абсолютно разные стили. Но все пришло из семьи. А как у тебя с музыкой?
Зауре
Я занималась в музыкальной школе по классу фортепиано, но ненавидела сольфеджио. Вот сейчас, не поверишь, хочу научиться играть на домбре нашей, казахской, и на дойре — бубне таком. Люблю лиричную музыку, под которую можно погрустить. Почему-то есть в этом потребность. Классику обожаю, так как она успокаивает, что выручает, учитывая бешеный ритм работы. Ах, да, предпочитаю музыку без слов, чтобы никто не пел. В последнее время еще подсела на кантри.
Исфар
Это же самая депрессивная музыка в мире! Сольфеджио настолько отбило желание заниматься творчеством, что ты ушла в бизнес? Или как поняла, что это твоя сфера?
Зауре
С детства я зарабатывала деньги. Умудрялась перепродавать подарки родителей, например, фортепиано продала за $200. Мне, в принципе, деньги не были нужны, но хотелось сделать приятно маме — покупала ей подарки. Мама и бабушка очень сильно на меня повлияли, с детства говорили: «Ты должна быть личностью, найти себя». Мне кажется, если бы в каждой семье детям давали верные установки, без крайностей, общество было бы намного счастливее.
Исфар
При этом ты очень рано вышла замуж, в 17 лет. Как отреагировали родные?
Зауре
Конечно, все были против. Но надо не забывать: я росла в очень традиционном городе, где не дай бог с кем-то встречаться, а если встречаешься — сразу свадьба. Я чувствовала диссонанс: с одной стороны, понимала, что хочу для себя другой судьбы, но против традиций не было приема. И потом, в 17 лет ты не очень-то соображаешь. Я с детства слышала (не от родителей — от окружающих), что все девочки хотят замуж. В Азербайджане похожая ситуация?
Исфар
Практически. Есть семьи, которые более спокойно относятся к тому, что диктует культура, но большинство, конечно, традиционны. С мальчиками та же история: только ты получил какое-никакое образование — все, женись. А то родители стареют, зачем время терять?