Что не так с борьбой против интеллектуального пиратства
Как понять, что конкретный видео-контент является пиратским? Не пострадают ли сами правообладатели от того, что их легальный контент перестанет выдаваться по запросам в Яндексе, Google и других поисковиках? На самом деле, решение этой проблемы придумано давно
Антипиратский меморандум, который подписали интернет-компании и правообладатели, через 10 месяцев может стать основой для нового антипиратского закона. Или не стать. Проблема в том, что сейчас «Яндекс» и Mail.ru показывают на странице своего сервиса пиратское видео целиком и не видят в этом нарушения исключительных прав. В то же время Google, Yahoo, Rambler себе такого не позволяют, а другой крупный поисковик, Bing.com, показывает в интерфейсе своего сайта только видео с Youtube, в то время как для просмотра видео с других ресурсов отправляет по ссылке.
Конфликт «Яндекса» и «Газпром-Медиа», который длился довольно долго, очень наглядно показал всю суть проблемы. «Яндекс» согласился удалять из поисковой выдачи ссылки на пиратский контент по заявлению правообладателей еще до подписания меморандума и соответствующего решения суда. Правда, полностью добровольным назвать это согласие было нельзя, поскольку Мосгорсуд к тому моменту уже наложил предварительные обеспечительные меры по требованию «Газпром-Медиа». Если бы «Яндекс» продолжал упорствовать, он мог бы попасть под полную блокировку, поскольку сервис «Яндекс.Видео», к которому предъявлялись претензии, размещается по адресу https://yandex.ru/video, а следовательно, для удовлетворения требований пришлось бы заблокировать доменное имя. Подписание антипиратского меморандума не отменило того, что его стороны, согласно системе электронного правосудия, до сих пор являются участниками рассматриваемых в Мосгорсуде дел. И если и в процессе не будет заключено мировое соглашение, мы можем услышать позицию суда по рассматриваемой проблеме. Это было бы полезно хотя бы в силу того, что помимо подписавших меморандум крупных правообладателей, есть и другие, которых также заботит соблюдение и уважение их исключительных прав.
Несмотря на уступку в связи со столь серьезной угрозой, «Яндекс» по каким-то странным причинам продолжает настаивать на том, что претензии «Газпром-Медиа» не обоснованы, и никакого нарушения исключительных прав правообладателей на самом деле нет. Но такое упорство еще можно понять. Удивляет скорее то, что не так много исков получает «Яндекс» в связи с «Яндекс.Видео», и почему юристы Яндекса согласовали запуск настолько рискованного проекта, да и не просто согласовали, но и допустили его размещение на одном домене с основным поисковиком?