Башенный экран
Останкинская башня — это символ столицы, высочайшая теле- и радиовышка страны, метеорологическая станция, а теперь еще и одна из крупнейших в мире рекламных конструкций. «Цифровой океан» поднялся на медиафасад телебашни, чтобы разобраться, как он работает
Монументально! Это не то слово, которое каждый день приходит на ум, но, подходя к Останкинской телебашне, других почему-то не вспоминаешь. Только чтобы окинуть взором конструкцию высотой в полкилометра, приходится запрокидывать голову уже в пяти минутах ходьбы от нее. Стоя рядом, удивляешься, каким утонченным кажется основание издалека и насколько огромен «перевернутый цветок лилии» на самом деле. Чтобы познакомиться с медиафасадом вблизи, нужно войти внутрь, подняться на 85 метров вверх и выйти на техническую площадку.
Здесь проходят экскурсии по внутреннему устройству Останкинской башни. Внутренний «бетонный стакан», в котором умещаются все коммуникационные линии от передатчиков до антенны, включая канализацию, лифты и лестницу, отделен пугающей пустотой от внешних стен башни. Вдоль них натянуты стальные тросы, создающие преднатяжение и обеспечивающие прочность всей конструкции. Небольшой технический балкон снаружи открывает вид на Москву и нижнюю кромку медиафасада. Разглядеть что-то в подробностях сложно, а «простым смертным» дальше залезать нельзя.
Другое дело — когда вы в компании заместителя главного инженера Останкинской телебашни Сергея Валентиновича Купренина, который открывает калитку на расположенную чуть выше узкую техническую площадку. Она опоясывает всю башню по кругу и позволяет прогуляться в непосредственной близости от нижней кромки медиафасада. Любой человек, хотя бы раз в жизни занимавшийся осветительной техникой, узнает перед собой вполне привычно выглядящие блоки питания и клеммные колодки, над которыми сеткой натянуты промышленные трехцветные светодиодные блоки. Вниз смотреть страшно, вверх — даже как-то неловко, так все просто оказалось на самом деле устроено.
Огромная гирлянда
Несмотря на то что сотрудники Останкинской телебашни и сами часто называют медиафасад экраном, в области светотехники и рекламных конструкций это две технически сильно отличающиеся вещи. На торговых центрах и больших рекламных щитах мы чаще всего встречаем светодиодные экраны. Они собираются из типовых прямоугольных секций, представляющих собой готовую матрицу из сотен пикселей. На архитектурных сооружениях, как правило, устанавливаются медиафасады. Они изготавливаются буквально по отдельному пикселю (кластеру, группе единичных светодиодов), каждый из которых — минимальный элемент конструкции.
Светодиодный экран может иметь большее разрешение и плотность пикселей на квадратный метр. Но ему требуется прочный каркас, который невозможно установить на такое строение, как Останкинская башня. В ее бетонном стволе просто нельзя сверлить отверстия под крепеж. Вдобавок все зрители медиафасада видят его с такого расстояния, что обеспечиваемая экранами плотность пикселей избыточна.