Царевич с татуировкой дракона: как юного Николая II едва не зарубили в Японии
11 мая 1891 года наследник российского престола Николай Александрович был в Японии с визитом в рамках масштабного турне и получил по голове — в прямом смысле слова: на него напал полицейский. Помощь быстро пришла, а командировка закончилась следствием. Рассказываем обо всем по порядку.

В 1890 году царь Александр III решил построить Транссибирскую железнодорожную магистраль. Так самодержец не только навсегда изменил транспортный ландшафт России, но и обозначил новый политический вектор страны — империя идет на Восток. Во многом потому, что с Европой опять не клеилось.
Отношения с Великобританией были натянутыми из-за спора на Балканах, османы точили зуб за оторванную в ходе очередной русско-турецкой войны Болгарию, а Германия и вовсе заключила против России и Франции военный союз с австрийцами и итальянцами. Да и сам союз Петербурга с Парижем многим виделся сомнительным. Империя и республика, царь и «Марсельеза» — что за нонсенс? Перспективы на Западе радужными не выглядели, а вот Восток вкусно пах пряностями и манил экономическими выгодами. Но с наскока действовать было нельзя.
Разведать обстановку и произвести на нужных людей хорошее впечатление было поручено не абы кому, а сыну Александра III — цесаревичу Николаю, в будущем последнему российскому самодержцу. На тот момент наследнику престола было всего 22 года. Статный молодой человек очаровывал хорошими манерами, так что ставка виделась верной: Николай прокатится по Азии, где и честь державы не посрамит, и связи установит, и политического ума-разума наберется. А по окончании путешествия еще и заложит во Владивостоке первый камень будущего Транссиба.
Еще со времен Петра I отправлять августейших отпрысков в подобные ознакомительные путешествия было частой практикой, но поездки всегда совершались по Европе. Теперь же западное турне выглядело бесперспективным.
Самого Николая окрыляла мысль о таинственной Азии. Ему предстояло посетить Индию, Китай, Сингапур, Таиланд, Японию и множество других местечек — все жемчужины Востока. И пусть путешествие было делом ответственным, все же это была скорее туристическая поездка — а значит, впереди приключения. И с приключениями Восток цесаревича не обманул.
23 октября 1890 года Николай выехал из Петербурга в город Триест, где со свитой и припасами взошел на борт крейсера «Память Азова». Далее он направился в Грецию, там прихватил для компании троюродного брата принца Георга, и вместе они отплыли к далеким берегам.
В декабре царевичи уже были в Бомбее и отправились в турне по Индии. Посмотрели на Тадж-Махал, прикупили разной экзотики и вообще чудесно провели время. Далее были Цейлон, Сингапур, Ява и Бангкок, а в Сиаме Николаю удалось погостить у короля Рамы V — и всюду наследник блистал манерами и очаровывал уважаемых людей. Весну 1891 года братья-путешественники встретили в Нанкине. Месяц ездили по Китаю, но к тому времени живописные азиатские ландшафты успели поднадоесть будущему царю. Николаю хотелось поскорее посетить Японию — страна самураев была последней и самой желанной в его восточном турне.

В то же время визит в Японию был и самым ответственным моментом путешествия. Устремления Российской империи на Восток несколько смущали японцев. В перспективе разрастание военного влияния России в регионе могло привести к осложнению отношений и даже к прямому противостоянию двух держав за колонии в Корее, Маньчжурии и владычество над Желтым морем. Однако на тот момент все было в рамках приличия — оба тигра еще только принюхивались друг к другу. В целом японское руководство с благодушием восприняло приезд Николая, хотя без нервозности не обошлось.