«Браки совершаются на небесах»: что это значит?
8 июля в России празднуется День семьи, любви и верности. Он приурочен к дню памяти православных святых князя Петра и его жены Февронии. Пожалуй, их брак совершенно точно был благословлен свыше. А что имеем в виду мы, современные люди, когда говорим, что союзы заключаются на небесах? Значит ли это, что ответственность за наши отношения несут высшие силы?
Произнося фразу «Браки совершаются на небесах», мы подразумеваем судьбоносное соединение двух человек: высшая сила свела мужчину и женщину, благословила их союз и будет благоволить им в дальнейшем.
И потому жить они будут дружно и весело, родят и вырастят много счастливых детей, вместе встретят старость среди любимых внуков и правнуков. Еще хочется добавить, что умрут они обязательно в один день. В общем, представляется такая идиллическая картинка счастливой семейной жизни. Ведь все мы хотим счастья, причем перманентного — от начала до конца.
А если случаются какие-то сложности, значит что-то пошло не так? Или это была ошибка изначально? Тому, кто реалистичен, хотелось бы знать — это точно мой партнер по жизни?
Такое знание обеспечило бы работу над отношениями на протяжении всей жизни, что бы ни происходило. Зато можно быть спокойным, зная, что вы оба на правильном пути. Знаете, я иногда завидую Адаму и Еве: они ведь не испытывали мук выбора. Других «претендентов» не было, а спариваться с собственными детьми, внуками и правнуками — не животные ведь!
А может, отсутствие альтернативы — это даже хорошо? И если вас только двое, то вы рано или поздно полюбите друг друга? Как это, например, показано в фильме «Пассажиры» (2016)? И в то же время в кинокартине «Лобстер» (2015) некоторые герои предпочитали превратиться в животных или даже умереть, лишь бы не оказаться в паре с нелюбимым! Так что тут все тоже неоднозначно.
Когда звучит эта фраза сегодня?
В Евангелии про брак написано многое, но хочется выделить следующее: «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф.19:6), что, по моему мнению, тоже можно воспринять как произволение Бога относительно заключения браков.
Сегодня произносят этот постулат чаще всего в двух случаях. Либо это делают сильно верующие люди с целью напугать и вразумить супругов (чаще всего — венчанных), которые задумались о разводе. Либо же он нужен для того, чтобы снять с себя ответственность за свой выбор: мол, он или она мне были посланы свыше, вот теперь и мучаемся, несем свой крест.
На мой взгляд, это логика от обратного: раз произошло таинство венчания в храме, значит, этот брак от Бога. И тут многие мне могут возразить, приведя массу примеров того, как порой необдуманно, формально или даже откровенно лицемерно, напоказ происходило венчание некоторых пар в храме.
Отвечу так: это на совести брачующихся, так как у священников нет особых полномочий проверять степень осознанности и ответственности желающих тех, кто хочет обвенчаться.
А если бы таковые были, тогда подавляющее большинство желающих могли бы признать недостойными и неготовыми, и в итоге их не допустили бы к созданию семьи по церковным правилам.
Кто это сказал?
Согласно Священному писанию первых людей создал и соединил сам Бог. Отсюда, наверное, и берет начало ожидание, что и все остальные пары образуются также не без Его ведома, участия и согласия.
Согласно исследованиям историка Константина Душенко1, первое упоминание об этом можно встретить в Мидраше — еврейском толковании Библии от V века, в его первой части — книге Бытия («Берешит рабба»).