Клады железного века указали на проблемы финикийцев из-за падения Ассирии
Ученые определили аналитическими методами происхождение серебра в кладах времен позднего железного века из Южного Леванта. Оказалось, что в конце этого периода иберийское серебро в основном уступило место металлу, добытому в Эгейском регионе. Исследователи связали этот процесс с политическими событиями в конце VII века до нашей эры на Ближнем Востоке, из-за которых в торговле серебром финикийцев потеснили греческие купцы. Эти перемены, вероятно, затронули финикийские колонии в Западном Средиземноморье и могли способствовать их отделению от родины. Об исследовании сообщает статья в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.
Эпоха позднего железного века (VIII — начало VI века до нашей эры) стала для Ближнего Востока временем частых политических потрясений. Обстановка в этом регионе зависела главным образом от того, насколько прочными были позиции Новоассирийского царства — сильнейшей на тот момент ближневосточной державы. В войнах IX — первой половины VIII веков ассирийцы расширяли свою экспансию в Передней Азии, стремясь включить в число подвластных территорий и Левант. С установлением контроля, а со второй половины VIII и до конца VII века до нашей эры — и прямого господства над Левантом ассирийцы стали пользоваться флотом финикийских городов-государств и существенно обогатились, получая ценные товары, которые привозили финикийцы из Египта, Малой Азии и Западного Средиземноморья. Когда Новоассирийская держава пришла в глубокий упадок, Левант на короткое время (с 630-х по 604 год до нашей эры) попал под влияние египетских правителей XXVI (Саисской) династии, затем сделался объектом соперничества между Египтом и поднимающимся Нововавилонским царством, которое во втором десятилетии VI века до нашей эры одержало верх в этой борьбе.
Города Финикии, согласившись обслуживать нужды ассирийских завоевателей и выплачивая им дань, сохранили относительную внутреннюю самостоятельность и даже извлекали выгоду из своего положения за счет активной торговли, в том числе и с южными областями Леванта (территория современного Израиля). И если в Ассирию тек главным образом поток предметов роскоши, драгоценных металлов и другого важного сырья, то предметом левантийской торговли финикийцев были в первую очередь продукты сельского хозяйства, такие как вино и масло. При этом в руках местных торговцев оседало значительное количество серебра, которое еще со времен бронзового века сделалось основным средством расчетов при крупных торгово-меновых операциях.
Собственных источников серебра в Леванте нет. Считается, что до XII века до нашей эры главными поставщиками этого металла были месторождения в Анатолии и Эгеиде. Однако системный цивилизационный кризис, известный как катастрофа бронзового века, привел к разрушению древних связей, и он же выдвинул Финикию на позицию монополиста морской торговли. По-видимому, именно поиски новых источников серебра побудили финикийцев к дальним экспедициям, и на западе Средиземноморья они добились успеха, найдя драгоценный металл на Сардинии и в Иберии, где уже в VIII веке до нашей эры приступили к колонизации.