Блеф, ложь и венчур: как инвесторы и стартаперы обманывают друг друга
Клятва I will tell the truth, the whole truth, and nothing but the truth («Я буду говорить правду, всю правду, и ничего кроме правды»), принятая в английских и американских судах и известная многим по фильмам, имеет практический смысл. Недостаточно просто говорить правду, важно ещё, чтоб это была полная, а не частичная правда, и чтоб в неё не вплетались ложь и полуправда.
В венчурном бизнесе стороны зачастую умышленно скрывают друг от друга важные элементы реальности, выдают желаемое за действительное, преувеличивают или преуменьшают какие-то аспекты. При этом врут (умышленно или по неосторожности, существенно или незначительно) и инвесторы, и стартаперы. Стартап далеко не всегда рассказывает инвестору абсолютно всё, что мог бы (и, по-хорошему, должен бы). Инвестор не всегда правдиво объясняет все пункты договора малоопытным основателям. Вот как это бывает, и к чему стоит быть готовым обеим сторонам.
Пыль в глаза
Стартаперы часто грешат тем, что пытаются представить ситуацию в лучшем виде, скрывая существенные детали. Например, прекрасно зная, что деньги скоро закончатся и ситуация критическая, говорят инвестору что-то вроде: «Мы договорились о крупных продажах в этом месяце» (речь при этом может идти всего лишь о небольшом предварительном интересе со стороны клиентов).
Иногда, чтобы скрыть реальную динамику роста месячных продаж (или динамику ухудшения маржинальности, увеличения расходов, ухудшения unit economics, и так далее), фаундеры прячут их под квартальными или годовыми показателями.
Неопытного инвестора легко провести классным питчем, красивыми рассказами о новой «секси» технологии и обещаниями второго Google и пятнадцатого Uber. Бывает, что такой обман всем идет на пользу. Хорошо помню историю 20-летней давности: мой приятель, сейчас известный предприниматель и инвестор Кремниевой долины с миллиардными выходами, а в те времена едва 20-летний юноша, продавал известной корпорации большую идею. Корпорация была практически готова подписать огромный контракт, но хотела воочию убедиться, что у него есть команда, а бизнес реален. Он, конечно, работал из маленькой квартирки в Нью-Йоркском Челси. Но мой приятель всё предусмотрел — договорился с другом, у которого был офис, повесил на его дверь табличку с названием своей компании, а всех сотрудников проинструктировали петь песни в духе косарей из сказки Шарля Перро — «Маркиза, маркиза, маркиза Карабаса». Крупная компания осталась довольна мимолетной инспекцией.