Что изменилось в жизни бизнеса за два года работы кассовой реформы?

ForbesБизнес

«Белые, но бедные»: как бизнес переживает кассовую реформу

С 1 июля 2019 года вступает в силу третий и последний масштабный этап кассовой реформы, который затронет самую уязвимую часть предпринимателей — микробизнес. Во сколько таким компаниям обойдется переход на онлайн-кассы и что изменилось в жизни бизнеса за два года работы реформы?

Юлиана Михайлова, Валерия Житкова

1-5bc9b8267fb6b5a2c0321d31d7f19456.jpg__1561965430__15734.jpg
Фото Getty Images

Кассовая реформа охватила львиную долю бизнес-сообщества страны: согласно плану законодателей, перейти на онлайн-регистрацию чеков должны больше 2 млн компаний и ИП, работающих с покупателями. К 1 июля текущего года установить технику нового образца должна последняя многочисленная часть предпринимателей — около 400 000 компаний, работающих в сфере услуг и торговли. Это малый и микробизнес, который до этого вообще обходился без касс.

Поначалу предприниматели восприняли реформу исключительно в штыки: на установку касс приходилось тратить по несколько десятков тысяч рублей, за техникой выстраивались очереди, она ломалась и не хотела интегрироваться с действующим в компаниях ПО. Когда первая волна негодования прошла, стали находить и плюсы — штрафы за отсутствие касс способствуют сокращению теневого сектора, собранная статистика помогает находить слабые места в бизнесе, а на чеках можно размещать рекламу. Forbes поговорил с предпринимателями и главными бенефициаром реформы — ФНС — о том, чего ждать от нового этапа реформы.

Переезд в облако

Перевести все торговые точки на новую систему кассового расчета требуют поправки к 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов», который 3 июля 2016 года подписал Владимир Путин. Закон обязал всех предпринимателей заменить традиционные кассовые аппараты онлайн-кассами, которые упрощают процесс передачи данных в Федеральную налоговую службу (ФНС). Посредником между предпринимателем и налоговой выступает оператор фискальных данных (ОФД), который собирает все чеки и в режиме онлайн передает их в ФНС. По мнению законотворцев, реформа должна обелить рынок и увеличить налоговые поступления в бюджет.

Реформа проходит в несколько этапов и движется по нисходящей: от крупных игроков к более мелким. С середины 2016 года онлайн-кассы начали внедрять первые добровольцы, в феврале 2017-го налоговые инстанции прекратили регистрировать аппараты старого образца, а к лету того же года подключить «умные» кассы должны были предприниматели, работающие на общей системе налогообложения (ОСНО), упрощенной системе (УСН) или едином сельскохозяйственном налоге (ЕСХН). В 2018 году присоединиться к реформе должны были почти все оставшиеся предприниматели, но законодатели сделали поблажку: отсрочили установку касс еще на год компаниям из сферы услуг, общепита и торговли, работающих по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД) и патенту.

Этим летом очередь дошла до совсем небольших компаний — парикмахерских, книжных магазинов, мелкого общепита. А именно:

  • ИП и организаций на ЕНВД, которые оказывают услуги и имеют в штате наемных сотрудников. В основном, это организации из сфер бытовых услуг, автосервиса, ветеринарии.
  • Некоторых ИП на патенте, которые оказывают услуги — компании в сфере ремонта техники, общепита, косметологии, спортивных занятий.
  • ИП на ЕНВД и патенте в торговле и общепите, у которых нет наемных работников.
  • ИП без штатных сотрудников, занимающихся вендингом.

«Для ООО или крупных ИП установить кассу не составляло труда, а вот для бабушки, которая торгует вязаными носками в павильоне метро, вся эта процедура остается абракадаброй, к тому же дорогой. Приходится выкладывать несколько десятков тысяч просто потому, что так сказали где-то наверху — естественно, такие компании пытаются оттянуть этот момент», — считает владелец мужской парикмахерской «СуперМен» Иван Алексеев. «У первой волны процесс продаж, как правило, был автоматизирован еще до введения онлайн-касс. Предприниматели второй волны уже частично автоматизировали процессы, а вот третья волна – это микробизнес, уровень автоматизации которого практически нулевой», — согласен руководитель проекта «Контур.ОФД» компании «СКБ Контур» Михаил Добровольский.

Нынешний этап должен был стать завершающим, но ближе к финалу реформы законодатели дали небольшой части микробизнеса еще одну отсрочку до июля 2021 года. Поблажки касаются ИП без штатных сотрудников, которые продают товары собственного производства или самостоятельно оказывают услуги: дизайнеров, работающих в одиночку, мастеров маникюра и др., говорит юрист компании «Ильяшев и партнеры» Иоанна Щербакова.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении