«Язык мой — враг мой»: как Тина Канделаки, Ксения Собчак, Александра Митрошина и другие блогеры и звезды отреагировали на скандал с Региной Тодоренко
25 апреля 2020 года в соцсетях разразился скандал: популярная телеведущая и блогер Регина Тодоренко в интервью изданиям Peopletalk и Glamour резко высказалась о домашнем насилии — в частности, посоветовала жертвам спросить себя, что они сделали, чтобы их не били. Резонанс оказался настолько сильным, что Glamour был вынужден отозвать премию «Женщина года», которую вручил Тодоренко в ноябре 2019-го, а PepsiCo остановили рекламное сотрудничество с телеведущей. Споры вокруг случившегося не утихают до сих пор. Мы собрали самые яркие мнения о ситуации.
Мнения, приведенные ниже, могут не совпадать с мнением редакции Esquire. Мы против любого насилия и, пользуясь случаем, напоминаем нашим читателям, что виноват всегда агрессор, а не жертва. Также напомним, что нельзя «довести» психически здорового человека до физического насилия и других подобных форм агрессии. По этой ссылке те, кто находится в сложной жизненной ситуации и страдает от домашнего насилия, могут обратиться в фонд помощи «Насилию нет». О том, что делать тем, кто оказался заперт с насильником на карантине, мы писали здесь.
Меня зовут Иляна Эрднеева. Я главный редактор журнала Glamour. Меня вы могли видеть в эфире с Региной Тодоренко. Страницы, сайт и социальные сети Glamour всегда были пространством, в котором каждая из нас может найти ответы на вопросы, помощь и поддержку. На протяжении всей истории журнала мы писали о насущных вопросах и никогда не избегали проблемы домашнего насилия, зная, что в нашей стране она стоит особенно остро. Я приношу свои личные извинения всем, кому услышанное причинило боль, всем девушкам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и не получившим вчера достаточно слов поддержки, всем нашим читательницам, которые посчитали, что издание, которому они много лет доверяли свои надежды, планы, заботы и тревоги, подвело их. Это не так. Редакция Glamour не оправдывает насилие. Не перекладывает ответственность на жертв. Не остается в стороне от проблем и бед, которые угрожают женщинам. Все последнее время мы работали над серией материалов, посвященных теме бытового насилия, каналам помощи, кризисным центрам. Повторюсь — мы всегда поднимали эти вопросы, регулярно печатали советы психологов и мнения активистов, но сложившаяся ситуация показала мне, что работать нужно больше. И лучше. Диалог с людьми с другой точкой зрения, возможно, неблагодарная и отчасти вредная часть этой работы, но она необходима. Я думаю, так происходит процесс изменений в обществе — не только в кругу единомышленников, но и в дискуссии с оппонентами, в попытке переубедить. Я очень прошу не присоединяться к оскорбительным и угрожающим комментариям и сообщениям Регине — любое насилие, в том числе вербальное и психологическое, не приемлемо и не поможет в борьбе за гуманные ценности — простите мне еще и некоторую высокопарность. И еще я бы хотела сказать большое спасибо за слова поддержки, которые мне поступают. И спасибо за критику, которая сделает меня лучше.
В случае с сенатором Слуцким, который унижал журналисток, мы боролись с безнаказанной властью и стремились доказать хоть какую-то ее вину. Уверены ли мы, аплодируя решению Glamour, что и в этом случае наказали именно власть и ее проявления? Должна ли блогер Тодоренко стать символом, олицетворением этого самого насилия?
Не надо быть фемактивисткой, чтобы почувствовать — Тодоренко не автор унизительного стереотипа о роли женщины в доме и обществе, жестокого взгляда на насилие, которое перекладывает вину с агрессора на раздражающую его женщину. Это не она придумала клише о том, как должна вести себя и выглядеть хорошая жена, чтобы ею были довольны. Показательна уже сама мизансцена, в которой Тодоренко сидит рядом с когда-то популярным и не слишком просвещенным мужем (музыкантом Владом Топаловым. — Esquire) — он первым заявляет о «хайпе на разводах», жена послушно кивает, да, хайповать плохо. Регина даже делится со зрителями секретами супружеского мастерства: когда муж ее отчитывает, видимо, за то, что жена распустилась, она тут же чистит перышки и возвращается к нему благоразумной красавицей. Тодоренко, похоже, успешнее своего мужа, но продолжает уступать ему первую роль, как «настоящему добытчику». Кто ее этому научил? Кажется, не только семья и Государственная дума, но и тот безупречно красивый мир, который сейчас прогрессивно лишает ее титулов и поддержки.
Я не хочу никого осуждать или оправдывать, скажу только, что Регина, как человек обеспечивающий себя сама, может и правда искренне не понимать, как можно терпеть и оставаться с мужчиной, который тебя бьет. Почему в нашей стране так много сексуального, бытового и психологического насилия над женщинами и почему многие женщины терпят это годами? Потому что с пеленок нас всех воспитывали в парадигме «мужчина — хозяин», «женщина — шея», «надо ублажать мужчин, надо быть красивой, покорной, терпимой, удобной», «роль женщины — быть матерью и хозяйкой», «без мужчины женщина неполноценна». А роль мужчины, соответственно, быть головой, обеспечивать семью и быть главным. Мужчина — король, а женщина не королева, женщина — раба. А раба — это жертва. Если в семье нет равных прав, насилие в том или ином виде будет происходить всегда. Для того, чтобы женщина могла дать отпор мужчине, она должна быть изначально с ним в партнерских равных отношениях, и у нее обязательно должны быть собственные опоры, а не только те, которые ей предоставляет муж. Опоры — это иметь возможность и место куда уйти в случае насилия, способность самостоятельно обеспечить себя и детей, уверенность, что одиночество «без мужика» не делает тебя бракованной. Если мужчина не конченый психопат, он триста раз подумает, издеваться ли над женщиной, которой есть куда идти, а женщина, если она не конченая мазохистка, не будет ничего терпеть, если точно знает, что справится сама. Зависимость порождает безнаказанность и насилие, а не наоборот, и нашим женщинам пора серьезно меняться. С насилием надо бороться, но самый первый и главный шаг — это абсолютное неприятие любого насилия в нашей голове и ощущение себя полноценным человеком. P.S. И травля Регины — это точно такое же насилие в стиле #самавиновата.