Советский спот
Фотограф Анатолий Сухонос – карспоттер из эпохи СССР
Словом «карспоттер», еще не особо прижившимся в русском языке, называют фотографа, снимающего редкие и необычные автомобили на улицах. Термин car spotter произошел от слов car и spotting, а корень последнего spot переводится как «увидеть, заметить, обнаружить, определить». То есть надо еще и определить, что за автомобиль был сфотографирован – в эпоху интернета это проще простого, а вот в СССР это было доступно лишь интеллектуалам и эрудитам.
Очевидно, первым советским карспоттером имеет полное право именоваться московский фотограф Олег Федулов, начавший целенаправленно снимать автомобили на улицах в начале пятидесятых. В основном в его объектив попадали машины дипломатов – посольские «Кадиллаки», «Мерседесы» и «Роллс-Ройсы». Он же отснял и все автомобили на Американской выставке в Сокольниках 1959 года, не забыв при этом пощелкать и те, что припарковались перед входом в парк – там можно было встретить не менее занятные экземпляры. К слову, Олег Федулов работал штатным фотографом «Автоэкспорта» и по долгу службы снимал еще и советские автомобили – эти его работы можно увидеть в рекламных буклетах и проспектах. Другой советский карспоттер – Александр Новиков – хорошо известный в автомобильно-историческом сообществе персонаж. Начав снимать в 1964 году, Новиков занимался этим несколько десятилетий, сумев запечатлеть чуть ли не все интересные автомобили в стране. Примечательно, что, как настоящий карспоттер, он подписывал все отснятые пленки – дату, место съемки, марку и модель, а также вел журнал, где все это регистрировалось. Счет сделанных Новиковым снимков идет на десятки, если не сотни тысяч. Были в СССР и другие фотографы-карспоттеры, но о них известно мало. В большинстве случаев они обнаруживаются случайно и после смерти, как и герой этой заметки – петербуржец Анатолий Филиппович Сухонос, занимавший должность штатного фотографа Пулковской обсерватории. На сайте «Авито» продавался его архив, приобрести который целиком ввиду огромного количества фотографий представлялось невозможным, поэтому мы ограничились самими лучшими образцами его редкого хобби. Теми, где любопытно разглядывать не только сам автомобиль, но и задний план, где можно оценить ракурс или построение кадра – то, что всегда привлекает зрителя в снимках профессионального фотографа.