ПТС стал цифровым
С 1 июля в России запущена система выдачи электронных паспортов транспортных средств – пока в экспериментальном режиме. Полноценный запуск, после которого бумажные ПТС уйдут в историю, уже неоднократно переносился – и сейчас назначен на 1 ноября 2019 года. Что изменится для водителей?
Существующий стандарт бумажных паспортов транспортного средства (ПТС) утвержден в 1993 году – тогда же сформировался весь основной пакет документов, подтверждающих право собственности и допуск к управлению автомобилем. ПТС содержит регистрационные данные и технические характеристики машины, а также информацию обо всех ее владельцах, и хранится дома у актуального собственника. Кроме того, на автомобиль оформляется свидетельство о регистрации – его необходимо иметь при себе, находясь за рулем. Также у водителя с собой обязательно должен быть полис ОСАГО. А вот диагностическую карту, на основании которой он выписывается, возить с собой нет необходимости.
Опись преимуществ
Замена бумажного носителя ПТС электронным выглядит как безусловное благо – с этим соглашаются собеседники «АвтоМира» из числа страховщиков, автодилеров и представительств автопроизводителей. Перенос всех ПТС в единый электронный реестр, во-первых, позволит обеспечить целостность и сохранность данных. Право на их внесение в систему получит широкий круг организаций, но все они будут подкреплять внесенные изменения электронной подписью. Во-вторых, бумажные ПТС за годы своего существования стали содержать существенно больше данных, однако остаются ограниченными в физическом объеме. Электронные ПТС могут содержать любой объем информации, в частности, данные об «Одобрении типа транспортного средства» (ОТТС) для сертифицированных к продаже в России автомобилей и «Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства» (СБКТС) для всех остальных. Причем вноситься в ЭПТС эти данные могут в автоматическом режиме на основании идентификационного номера (VIN) автомобиля, что позволит уйти от ошибок ручного написания, например, названий марок и моделей машин.
Аварии тоже считаются
Также предполагается, что электронные ПТС будут содержать достоверные данные о значимых происшествиях с участием автомобиля, включая информацию о пройденных ТО и случившихся ДТП – с указанием произведенных работ, полученных повреждений и, например, пробега автомобиля на указанную дату. Это ставит под угрозу существование огромного теневого сектора в продаже подержанных автомобилей. Наконец, электронные паспорта транспортных средств – совместная инициатива государств-участников Евразийского экономического союза, объединяющего Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению. Единая система автомобильного учета в этих странах способна в том числе упростить жизнь импортеров – например, тех, кто собирается продавать в России автомобили белорусской сборки.
«Электронный ПТС невозможно потерять или подделать. Число собственников в нем может быть сколь угодно большим. Существенным моментом будет прозрачность истории собственников и внесение в ЭПТС дополнительных сведений – таких, например, как информация о залоге, страховании, ДТП, ремонтах и прочее», – перечислил в беседе с «АвтоМиром» преимущества новой системы директор филиала «Авилон. Воздвиженка» Ренат Тюктеев. Впрочем, он же отметил, что, хотя «плюсов у инициативы много, куда важней сделать процесс ее реализации максимально простым и понятным».
Страховка по распечатке
С внедрением пока есть трудности, впрочем, участники рынка сходятся во мнении, что они временные, и признают, что государство предпринимает существенные шаги по устранению возможных проблем.
Одна из них – необходимость предъявления бумажного ПТС при оформлении полиса ОСАГО в страховой компании, как того требует пункт 3 статьи 15 закона об ОСАГО в редакции 2002 года. В информационном письме Центробанка от 13 июля текущего года содержатся разъяснения о том, что теперь бумажный носитель может быть заменен распечаткой из существующего электронного.
Пресс-секретарь Группы «Ренессанс страхование» Анна Кочеткова рассказала «АвтоМиру», что клиентов с электронными ПТС у компании до настоящего времени нет ни по продукту ОСАГО, ни по каско.
Увидим не раньше осени
По словам Рената Тюктеева, Российский союз автостраховщиков (РСА) и АО «Электронный паспорт» (оператор проекта, входит в Госкорпорацию «Ростех») уже согласовали механизм оформления полисов ОСАГО на автомобили с ЭПТС, однако реальным опытом продаж автомобилей с оформлением ЭПТС, несмотря на запуск инициативы с 1 июля, пока не обладает ни одна дилерская группа. «Импортеры и некоторые дилеры напрямую согласовывают с Минпромторгом списки уполномоченных организаций, имеющих право работать в системе ЭПТС. Дилеры, в свою очередь, получают ключи для работы в ней», – пояснил он. По словам представителя «Авилона», первые автовладельцы с электронными ПТС появятся в России не раньше сентября.
Руководитель отдела по связям с общественностью ООО «Субару Мотор» Наталия Руденко рассказала, что электронные паспорта пока не получают и импортеры автомобилей. По ее словам, сейчас производители, ввозящие автомобили из-за рубежа, столкнулись с рядом сложностей из-за различной стадии готовности к работе с базой данных ЭПТС со стороны АО «Электронный паспорт», МВД, ФТС и дилеров. Впрочем, представитель Subaru уверена, что к ноябрю 2019 года ЭПТС будет полностью готов для полноценной работы с ним без существенного изменения бизнес-процессов для импортеров. Аналогично ситуацию описали в пресс-службах Volvo и Nissan – у последней компании есть производство в России, и для внутренних продаж ситуация существенно не отличается от импортных.
Госдума 25 июля 2018 года на пленарном заседании приняла в третьем окончательном чтении закон о регистрации транспортных средств, вводящий возможность оформления машин без посещения ГИБДД. В числе прочего законом разрешается использование электронных паспортов: если машина ставится на учет по такому документу, его бумажный аналог представлять не нужно.
Внеси и сохрани
Открытым остается вопрос хранения персональных данных в системе ЭПТС. Закон, регламентирующий порядок использования персональной информации граждан, действует в России с 2006 года. Одно среди прав, которое он дает потенциальным владельцам автомобилей с ЭПТС, есть отказ от предоставления персональных данных для внесения в документ. Это специфическая ситуация, фактически позволяющая любому завладеть транспортным средством до того, как данные о владельце будут переданы в страховую компанию при оформлении полиса ОСАГО. Злоумышленникам достаточно угнать автомобиль, оформить на него договор купли-продажи и поставить на учет в ГИБДД. Ответственность за последствия решения об отказе от предоставления персональных данных для ЭПТС в этом случае целиком ложится на собственника машины.
Обмен – дело добровольное
Впрочем, полностью в небытие бумажные паспорта транспортного средства уйдут еще нескоро. Предполагается, что 1 ноября 2019 года станет днем, когда новый паспорт на физическом носителе получить станет невозможно – если, конечно, не будет очередного переноса сроков. При этом в любом случае замена ПТС на новые электронные для владельцев уже поставленных на учет автомобилей останется добровольной процедурой. По прогнозам АО «Электронный паспорт», в ближайшие 10 лет ЭПТС обзаведутся только 75% автомобилей.
Когда переоформление ПТС обязательно?
- если бумажный вариант ПТС утрачен
- если бумажный вариант ПТС пришел в негодность
- если в ПТС не осталось места для внесения изменений
Кто будет оформлять ЭПТС?
- Заводы-производители, выпускающие новые автомобили на территории стран Евразийского экономического союза
- Таможенные органы для импортных автомобилей
- Органы ГИБДД при постановке автомобиля на учет
Сколько стоит переоформление электронного ПТС?
- 250 рублей – для автопроизводителей и уполномоченных организаций
- 600 рублей – для граждан России
Фото: DepositPhotos/Fotodom.ru; ShutterStock/Fotodom.ru; Вадим Жернов/ТАСС; Валерий Матыцин, Петр Ковалев/ТАСС, Иван Владимиров
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl