Протокол разногласий
Помогут ли поправки к закону об ОСАГО популяризировать Европротокол?
Первое июня – дата, к которой традиционно приурочивают вступление в силу многих нововведений, зачастую непопулярных. Конспирологи видят в этом глубокий смысл: дескать, в первый день лета народ отвлечен на возделывание дачных плантаций, планирование отпуска и вообще расслаблен. А значит, социального взрыва можно не опасаться. И хотя нам причина популярности у нормотворцев этой даты представляется более прозаичной, нынешний год не стал исключением. Автомобилистов коснулись поправки в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», расширившие доступ к так называемому «европейскому протоколу», когда для получения возмещения нет необходимости ждать сотрудников ГИБДД. Ответ на вопрос, благо это или зло, вовсе не настолько однозначен, как это может показаться на первый взгляд. Что ж, разбираемся.
А что изменилось?
Сначала о плюсах. Новая редакция статьи 11.1 закона, принятая под занавес прошлого года, но вступившая в силу только сейчас, во-первых, повысила лимит страховой выплаты по европротоколу с 50 до 100 тысяч рублей. Одновременно из числа обязательных условий исключено взаимное согласие участников ДТП в оценке его обстоятельств, а также причиненных транспортным средствам повреждений. Третьим позитивным новшеством стало упрощение процедуры передачи страховщикам некорректируемой информации о ДТП. Раньше это было необходимо только для получения выплаты в пределах 400 тысяч рублей в случае аварий, случившихся на территории Москвы, Санкт-Петербурга и их областей, а с 1 июня 2018 года – еще и для тех самых ситуаций, когда участники ДТП не могут прийти к консенсусу относительно виновника. На практике воспользоваться возможностью было нереально из-за отсутствия необходимого оборудования.
Общаться со страховой станет проще?
Теперь же направить страховщику некорректируемую объективную информацию об аварии, если водители согласились обойтись без вызова полиции, станет проще. Для этого достаточно воспользоваться одним из предложенных способов.
Первый – передачу сведений о параметрах удара и его координатах осуществляет встроенный в автомобиль модуль, работающий совместно с системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Второй способ предполагает фиксацию и передачу данных об обстоятельствах ДТП с помощью специального бесплатного мобильного приложения. Авторизация его пользователей будет осуществляться через портал государственных и муниципальных услуг. В обоих вариантах сведения о ДТП должны попасть в единую информационную систему РСА, к которой имеют доступ все страховые компании. Предполагается, что в спорных случаях именно они на основании полученных данных будут выносить решение о том, действия кого из водителей стали причиной дорожного инцидента.
Уже есть приложение?
Ну а теперь об опасениях. Самое главное, что по состоянию на 1 июня ни специальный электронный модуль, ни приложение, которые открывают путь к цивилизованному улаживанию дорожных конфликтов, так и не были готовы для распространения среди автовладельцев. При этом в широкое применение модуля, который, по предварительным оценкам, будет стоить никак не меньше 10 000 рублей, не верится вообще. На этом фоне идея с бесплатным приложением выглядит более привлекательной, но когда она будет реализована, совершенно непонятно. Имеется сомнение и в порядочности страховщиков. Ведь если решение о виновности будут принимать они, то велико искушение «замылить» дело, чтобы избежать крупных выплат. Да и возможность вступления страховых виновника и потерпевшего между собой в сговор нельзя отметать.
Учитывая, что либерализация европротокола неизбежно повлечет рост количества случаев страхового мошенничества, компаниям придется компенсировать свои дополнительные издержки. Как вы думаете, за чей счет они это сделают? Наконец, выглядящая более или менее складно на бумаге картина подталкивает руководителей МВД и ГИБДД практически полностью отказаться от выезда на места ДТП, подпадающие под формальные условия европротокола. Об этом генералы не раз уже заявляли с высоких трибун. Их понять можно, ведь после серии сокращений инспекторского состава не хватает для выполнения даже первоочередных функций. Однако в результате крайними опять остаются автовладельцы. Ну а насколько обоснованными окажутся высказанные нами опасения, станет понятно очень скоро.
Поторопились
Несмотря на то, что поправки в закон об ОСАГО были приняты еще в конце прошлого года, адекватные изменения в Правила дорожного движения российским правительством до сих пор не внесены. Соответствующий проект проходит общественное обсуждение, следовательно, до его подписания премьер-министром еще не одна неделя. Таким образом, до принятия поправок алгоритм действий на месте аварии должен опираться на закон, имеющий высшую юридическую силу, а не на ПДД. Кстати, этим же проектом постановления Правительства предполагается упразднить морально устаревший и не отвечающий современным реалиям опознавательный знак «Шипы», штрафы за отсутствие которого переполошили автообщественность минувшей зимой. Правда, средства массовой информации поторопились сообщить, что случилось это уже 1 июня, в чем, конечно же, оказались не правы. Впрочем, это как раз та редкая ситуация, когда юридическая сторона дела значения не имеет, ведь летом шипы едва ли сильно востребованы.
Фото: Екатерина Квашенкина/Burda Media; bartsadowski/Fotolia.com; Алексей Мальгавко/РИА «Новости»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl