Велосипед по-прежнему остается достаточно экзотическим видом транспорта

АвтоМирАвто

Право

Педалируем правила

Велосипед по-прежнему остается достаточно экзотическим видом транспорта и потому далеко не все помнят, какими правилами должен руководствоваться его «водитель». И очень зря!

Период времени, когда в нашей преимущественно северной стране без вреда для здоровья и опасности для жизни можно передвигаться на двух колесах, весьма короток. Но если мотоциклисты в этом году жалуются в основном на дождливую погоду, то тем, кто предпочитает крутить педали, палки в колеса (почти буквально) вставляет столичное правительство, затеявшее масштабную реконструкцию улиц. К сожалению, дело не только и не столько в неудобстве самих велосипедистов, привыкших к инфраструктуре, но и в их безопасности: лишившись привычных маршрутов, они вынуждены импровизировать, зачастую грубо нарушая правила дорожного движения. Давайте вспомним основные постулаты передвижения на велосипеде.

Даже если вы сами выбрали для поездок иной вид транспорта либо предпочитаете пешие прогулки, не лишним будет знать правила поведения других участников движения. Это поможет не только сохранить жизнь и здоровье им, но и обезопасить «от сумы и от тюрьмы» себя.

Правительство обещает, что к 2020 году в Москве будет 700 км велополос, оборудованных в том числе и специальными светофорами, которые уже начали появляться в центре столицы

В ПДД велосипедистам посвящен целый раздел – 24-й. Если вам исполнилось 15 лет, то элементы дороги, по которым вам разрешено перемещаться, ранжируются следующим образом. Первое – это велосипедная или велопешеходная дорожка, либо велополоса. Если их нет или движение по ним по объективным причинам невозможно, взрослый велосипедист может ехать по правому краю проезжей части. Если справа проходит «выделенка» для маршрутного транспорта, то пользоваться нужно именно ей. Если и это пространство непригодно для движения (например, перекопано или занято припаркованным транспортом), разрешено занять обочину. В городе таковой, как правило, не имеется, а потому самый крайний вариант – это тротуар или пешеходная дорожка. Велобайкерам младше 14 лет на проезжую часть выезжать категорически запрещено, даже в сопровождении взрослых. Их территория – велодорожки, тротуары, пешеходные зоны. Единственный случай, когда взрослым на велосипеде не только можно, но и нужно использовать пешеходную инфраструктуру, – это поездка вместе с юными (не старше 14 лет) велосипедистами. Разумеется, в этих случаях не должно создаваться помех «хозяевам» – пешеходам. Если вы отправляетесь в велопутешествие компанией, то по проезжей части можно ехать только в один ряд, в крайнем случае – в два. Исключение составляют специально организованные соревнования и тренировки, но такие мероприятия обычно сопровождаются спецтранспортом, предупреждающим об опасности других водителей.

На крупных магистралях, включая столичное ТТК, можно встретить экстремалов, едущих в левых рядах или по разделительной полосе. Это категорически запрещено. Велосипедисты имеют право ехать не далее правого края проезжей части

Езда по проезжей части далее ее правого края смертельно опасна. В последнее время на крупных магистралях, включая столичное ТТК, можно встретить экстремалов, едущих в левых рядах или по разделительной полосе. Они, видимо, считают, что так безопаснее, поскольку не приходится пересекать многочисленные развязки и примыкания, расположенные справа. На самом же деле такое путешествие сродни русской рулетке, только вероятность досрочно отправиться к праотцам даже выше, чем шанс попадания патрона в барабане револьвера под удар бойка.

Велосипедистам запрещено пересекать проезжую часть по пешеходному переходу. Единственный правильный способ движения по «зебре» – не на велосипеде, а ведя его за собой

По причине того, что велосипедиста труднее заметить в потоке, а средств защиты от последствий столкновения у него ровно ноль, к числу категорических запретов относится поворот налево на дорогах с более чем одной полосой для движения в каждом направлении либо трамвайными путями. Пересекать проезжую часть вне перекрестков также запрещено, в том числе по пешеходным переходам. Во-первых, маневренность на двух колесах гораздо хуже, чем на двух ногах: если внезапно появится опасность, мгновенно затормозить или вернуться на тротуар не получится. Кроме того, вылетая на приличной скорости наперерез автомобилю, велосипедист не оставляет водителю времени подготовиться и среагировать на внезапную опасность. Не забывайте также, что сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки, равно как и запрет на употребление алкоголя и наркотиков в равной мере относятся и к велосипедисту, поскольку с точки зрения ПДД он такой же водитель. Световозвращатели, а лучше фары и фонари – это вовсе не блажь, а средство повышения безопасности велосипедиста, которого и днем-то плохо заметно, а в темноте и подавно. В общем, перефразируя советских классиков, закончим жизнеутверждающим девизом: спасение велосипедистов – дело рук самих велосипедистов.

Права и обязанности

Как уже было сказано, велосипедист – это полноправный участник дорожного движения. А наличие прав, как известно, порождает и обязанности, за невыполнение которых могут наказать. В отношении велосипедистов, как правило, применяют вторую часть статьи 12.29 КоАП РФ, штрафуя их на 800 рублей. Причем сюда попадает фактически любое допущенное нарушение. Если удастся доказать, что при совершении любого нарушения велосипедист был нетрезв, то его привлекут уже по третьей части той же статьи, оштрафовав на 1000 – 1500 рублей. Прав за неимением таковых, разумеется, не лишат. В то же время уже имеется практика привлечения велосипедистов к ответственности по части 1 статьи 12.24 КоАП РФ. В этой статье речь идет о нарушении ПДД, повлекшем причинение легкого вреда здоровью. Как правило, это следствие наезда разогнавшегося до приличной скорости велосипедиста на пешехода. В результате байкера могут оштрафовать на сумму от 2,5 до 5 тысяч рублей, да еще и за лечение пострадавшего, возможно, придется заплатить. Поэтому всегда надо четко осознавать, когда из способа проведения досуга педальная машина превращается в транспортное средство со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: lana1501/Фотобанк ЛОРИ; Tycson1, olgavolodina/Fotolia.com; Алексей Андронов/URA.RU/ТАСС


Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Физики и лирики Физики и лирики

Противоположные модели выясняют, каким должен быть идеальный седан бизнес-класса

АвтоМир
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Пора и Soueast знать Пора и Soueast знать

Прикатились кроссоверы Soueast. Что они такое? Кому такие?

Автопилот
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Болотинг Болотинг

Зачем люди ходят по болотам и какие красоты там можно увидеть?

Новый очаг
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Ядерный зонтик Франции никого не спасет Ядерный зонтик Франции никого не спасет

Из каких компонентов складывается французский ядерный потенциал

Монокль
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
«Почему вы хотите завоевать весь мир?» «Почему вы хотите завоевать весь мир?»

Страх ядерной войны между США и СССР был настолько высок, что передался детям

Дилетант
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
«Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным» «Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным»

Настоящее покорение земель Сибири началось в 1580-х годах

Дилетант
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Открыть в приложении