Большой брат присмотрит за ОСАГО
Уже осенью в России может заработать система проверки полисов с помощью дорожных камер. К чему стоит готовиться водителям?

Разговоры о том, что комплексы фото- и видеофиксации нарушений «вот-вот» начнут рассылать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО, ведутся уже несколько лет. Но на этот раз Российский союз автостраховщиков (РСА) и ГИБДД настроены действительно серьезно. Как рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, уже 1 сентября 2018 года в Москве должен стартовать пилотный проект, в ходе которого автомобилистам начнут приходить «письма счастья» за езду без ОСАГО. Это стало возможным благодаря началу взаимодействия между РСА и ГИБДД с середины мая. Хотя наказывать водителей планируется начать лишь осенью, уже сейчас им нужно готовиться к целому комплексу мер.
По штрафу в день
Как же будет выглядеть проверка? По словам Уфимцева, она будет двухуровневой. Все автомобили, которые в течение дня проехали под камерами, будут проверяться по базам РСА и ГИБДД на наличие полиса ОСАГО. Эта проверка будет идти с некоторой задержкой, поскольку только что проданный полис может не сразу появиться в информационной системе. Затем перед выпиской постановления будет проведена еще одна проверка, по итогам которой для нарушителей будет сформировано «письмо счастья».
А вот как власти будут действовать дальше, пока не совсем понятно. В РСА настаивают, чтобы в течение первых 3-4 месяцев работы по новой схеме водителям приходили не штрафы, а лишь предупреждения, напоминающие о необходимости купить полис. Как пояснил Уфимцев, это также нужно для окончательной отладки системы. В ГИБДД, напротив, настаивают, чтобы с самого первого дня работы система рассылала настоящие штрафы. Но есть в новых правилах и ограничения. Максимально за день автомобилист сможет получить не более одной штрафной квитанции. Это связано с решением Верховного суда, который встал на сторону водителя, которого за сутки дважды наказали за отсутствие полиса ОСАГО.
В РСА поясняют, что новая мера понадобилась по двум причинам. Во-первых, она позволит бороться с поддельными полисами ОСАГО, которыми сейчас пользуется примерно 10% водителей. Во-вторых, штрафы с камер должны победить сознательное нежелание автовладельцев приобретать полис. «Если раньше продавцы поддельных полисов могли использовать аргумент, что штраф за отсутствие ОСАГО – всего 800 рублей, то сейчас ездить с фальшивым полисом становится экономически невыгодно. 800 рублей каждый день – это существенная сумма, даже если платить с 50%-ной скидкой», – поясняет Уфимцев.
Проверять корректность своих данных в системе автовладельцы смогут на сайте РСА. А в случае получения ошибочного постановления, оспорить штраф можно будет через ГИБДД. Впрочем, Госавтоинспекция все равно будет запрашивать данные в РСА, поэтому в интересах водителя сделать так, чтобы все данные в системе отображались корректно. Первым регионом, где водителям за отсутствие ОСАГО будет приходить штраф с камер, станет Москва. Затем систему опробуют в Татарстане, а потом она распространится на всей территории РФ.

За все ответим
На первый взгляд, честным водителям предложенных нововведений бояться не стоит. Ведь по задумке на дорогах должно стать меньше недобросовестных автомобилистов, ездящих без страховки, а значит проблемы с выплатами в случае ДТП тоже должны уйти. Но в действительности неприятности могут возникнуть и у тех, кто честно приобрел полис на своего «железного коня».
«За все многочисленные ошибки, которые есть в базах данных страховщиков, будет отвечать водитель, – уверен координатор движения «Синие Ведерки» Петр Шкуматов. – Мы будем стоять в очередях, показывать бумажки и чеки, доказывать, что мы не виноваты». Эксперт отмечает, что сейчас в отношении водителя, получившего «письмо счастья», фактически действует «презумпция виновности» – именно ему приходится писать жалобы и ходить по судам, даже приходит постановление с нарушениями. Если к уже существующим штрафам с камер добавится наказание за отсутствие ОСАГО, нагрузка на суды многократно вырастет. Причем обращаться в них будут именно пострадавшие автовладельцы, а не страховщики, допустившие ошибку.
Также Шкуматов пояснил, что в случае отказа со стороны ГИБДД, обжаловать несправедливо выписанные штрафы нужно будет по месту их совершения – то есть по месту установки камер. «Допустим, водитель проездил без ОСАГО 25 дней по 25 разным местам. Ему придется ездить по всей Москве по судам!», – добавляет эксперт. Наконец, есть вопросы и к регионам, в которых будет вводится система автоматической проверки ОСАГО. В Москве и Татарстане дорожных камер гораздо больше, чем в среднем по стране, но и проблема отсутствия полиса не стоит так остро. А вот в тех регионах, где автомобилисты предпочитают ездить с фальшивками или не покупать страховку вовсе, как правило и комплексов фото- и видеофиксации не так уж и много. Поэтому, скорее всего, водители там продолжат нарушать и после введения новых мер.
Фото: Агентство городских новостей «Москва»; Екатерина Квашенкина/Burda Media; ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl