Репортаж
Всё сами
Отправляясь в Южную Корею в исследовательский центр корпорации SK, сложно было предположить, что избитое сравнение с вершиной айсберга вдруг окажется недостаточно ёмким. Итак, вершина – это масло ZIC на полке в магазине, а остальное – один большой сюрприз...
Логотипы SK с характерными крыльями бабочки смотрят с небоскребов Сеула и едва ли не каждой автозаправки. «Посмотрите на экраны ваших телефонов» – предлагают представители компании, – «Видите логотип оператора SKT? Это тоже мы, SK. Помните, когда-то в 90-х вы покупали видеокассеты SKC? И это мы. Аккумуляторы в BMW i8 – нашего производства, а 53% рынка полупроводников занимает наша группа. Чеболь SK заменяет Южной Корее и Роснефть, и МТС, и Сколково...». Разве что банковский и страховой бизнес в стране контролирует государство. Большинство экономики и разработок сосредоточены в руках чеболей – огромных корпораций, управляемых семейными кланами.
Крупнейшие из них – Samsung, LG, Hyundai и группа SK. На долю этой «большой четверки» приходится 60% ВВП Кореи, одной из самых мощных экономик мира. Без сомнений, о первых трех все слышали (впрочем, вы даже не представляете, какие разные отрасли промышленности охватывают эти известные названия). Вероятно, вам знакомы также Lotte и Kumho... Но что такое SK, промышленный супергигант, о котором мы почти ничего не знаем?
В группу SK входит 89 различных компаний, и основное (хотя и далеко не единственное) направление их бизнеса связано с нефтепереработкой. Объемы? Колоссальные. Примерно половина всего экспорта нефтехимической отрасли из Южной Кореи приходится на группу SK. В абсолютных цифрах это $60 млрд или 10% годового экспорта всей страны! И это (внимание!) при том, что нефти в Южной Корее нет. Да-да, из покупной ближневосточной нефти делают передовые нефтепродукты и экспортируют их в десятки стран.
А что значит аббревиатура SK? Представьте себе, ничего. Когда корейские компании выходили на мировые рынки, они нередко меняли корейские названия на более простые литеры – так Sunkyoung по опорным согласным превратилась в SK... В торговой марке основного экспортного продукта, моторных и трансмиссионных масел ZIC, также заложено не сокращение, а визуальное сходство букв с английским «21 Сentury» («XXI век»).
Группа SK в прошлом году заняла 57-ю строчку в рейтинге крупнейших компаний мира с капитализацией $140,6 млрд
Нефтеперерабатывающий завод SK Energy в городе Ульсан входит в тройку крупнейших в мире. Оценить это трудно: он выглядит бесконечным во всех направлениях. Здесь даже есть свой порт на целый флот нефтетанкеров. Масштабы поражают!
Конечно, передовое производство немыслимо без исследовательского центра. И мы его посетили: в центре разработок в городе Тэджон более 50 лабораторий, и работают здесь около 1000 человек. Здесь новейшее и порой уникальное оборудование, а стенды с двигателями и трансмиссиями, что нам попались, я не берусь сосчитать. Агрегаты испытывают по множеству параметров, в том числе и в акустических камерах, будто мы на студии звукозаписи. Вам придется поверить мне на слово – фотографировать категорически запретили.
Интересная подробность: на рынке моторных масел ZIC занимает пятое место по объему в России, однако продукция SK Lubricants содержится и в канистрах с маслом самых именитых брендов. Как это? Дело в том, что моторное масло имеет основу, так называемое базовое масло, в которое добавляются присадки для получения определенных свойств (в автомобильном моторном масле их доля достигает 30%). Так вот, базовое масло Yubase группы SK составляет основу чуть ли не половины синтетического масла самой популярной сейчас группы III по классификации API в мире.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl