Начала 2017 года многие автопроизводители и импортеры ждали с опаской – ведь с января новые машины в РФ должны оснащаться терминалом экстренного реагирования. Что же теперь будет?

АвтоМирАвто

Актуальная тема

ЭРА-ГЛОНАСС наступает

Начала 2017 года многие автопроизводители и импортеры ждали с опаской – ведь с января новые машины в РФ должны оснащаться терминалом экстренного реагирования. Что же теперь будет?

Закону «О государственной автоматизированной информационной системе ЭРА-ГЛОНАСС» вообще-то уже почти четыре года. Все это время по нему жили и работали сотни специалистов из разных отраслей, разрабатывая, тестируя, отлаживая, интегрируя систему. И вот сейчас наконец наступил тот момент, когда простые водители наконец с ней познакомятся. Народ, это ЭРА-ГЛОНАСС, ЭРА-ГЛОНАСС – российские водители. Очень приятно?

По логике, должно быть. Ну в самом деле, чего плохого: если с вами – тьфу-тьфу-тьфу – что-то случается, такое, что срабатывают датчики удара в автомобиле, то модуль ЭРА-ГЛОНАСС в ту же секунду передает оператору и экстренным службам ваши координаты да все параметры, связанные с ДТП, и к вам на помощь немедленно выедут гаишники и, если надо, «Скорая».

Разработчики системы очень любят повторять, что быстрая передача данных должна помочь в среднем на 30% сократить время реагирования на дорожные происшествия экстренных и оперативных служб. Это принципиально важно: ведь по данным министерства транспорта, в сам момент ДТП погибают только 3% водителей или пассажиров, а еще 56% умирают до прибытия в больницу. Если сократить время реагирования медиков, то есть шансы спасать более 4000 жизней каждый год. Такие цифры приводит замминистра транспорта Алексей Цыденов. Собственно, спасение этих жизней – и есть главная задача, для которой создавалась система ЭРА-ГЛОНАСС. Но параллельно она способна решить еще множество других. И не все умения этой обязательной телематики вам могут понравиться.

По замыслу создателей системы, быстрая передачи данных о ДТП службам экстренного реагирования на треть сократит время их ожидания на месте аварии
Помощь придет не только, если система среагирует при аварии. Терминал ЭРА-ГЛОНАСС оснащен и тревожной кнопкой, с помощью которой можно связаться с оператором, и, например, попросить вызвать «Скорую» если вдруг кому-то стало плохо

Слежка ради безопасности?

Модуль с сим-картой и спутниковым приемником, к тому же подключенный к бортовой электронике автомобиля, способен собирать и передавать куда угодно самую разную информацию. Мониторить с его помощью, где находится автомобиль, с какой скоростью он движется – элементарно. В будущем эти данные помогут, например, при создании интеллектуальных транспортных систем. Их уже начали разрабатывать в России именно на основе ГЛОНАСС. Модуль серьезно поспособствует и развитию страховой телематики. Компании, следя за своими клиентами, могут рассчитывать риски индивидуально и предлагать особые тарифы в зависимости от манеры езды.

Хотите, чтобы ваш автомобиль сам сообщал в ГИБДД, если вы превышаете скорость? Технически это легко!

Однако некоторые автомобилисты, успевшие разобраться в том, что представляет собой ЭРА-ГЛОНАСС, говорят, что хотят отключать модуль экстренного реагирования. Например, один из частных специалистов по автомобильной электронике рассказал нам, что уже нашел способ деактивировать штатные модули в новых моделях разных немецких брендов и планирует это делать в будущем для себя и своих клиентов. «Зачем мне нужно, чтобы госорганы все время знали, где я нахожусь, где я вообще бываю?», – говорит он.

Начали с автобусов

На новые автобусы для коммерческих перевозок, школьные автобусы и транспорт для перевозки опасных грузов терминалы ЭРА-ГЛОНАСС устанавливаются в обязательном порядке с 1 января 2016 года. Власти говорят, что это уже помогло значительно повысить безопасность всех подобных перевозок, и в некоторых регионах заметно сократилось число аварий с этими видами транспорта

Текст: Екатерина Квашенкина

Что такое ГЛОНАСС?

ГЛОНАСС – это одна из двух функционирующих сегодня в мире систем глобальной спутниковой навигации. ГЛОНАСС – российская система, GPS – американская. Европейские страны собираются запустить свою систему, которая станет третьей, но пока это еще не сделано.

12 октября 1982 г. был выведен на орбиту первый спутник ГЛОНАСС

Работы по созданию ГЛОНАСС начались в СССР в 1976 году, этот проект стал преемником задуманной ранее советской навигационной системы «Цикада». Российская орбитальная группировка навигационных космических аппаратов была полностью развернута 18 января 1996 года. Затем началась штатная эксплуатация 24 спутников.

Для обеспечения глобального покрытия, на орбите должны работать 24 спутника ГЛОНАСС, а для покрытия территории России нужны 18

Однако долгое время ГЛОНАСС не была общедоступной. Доступ к сигналам системы ГЛОНАСС предоставляется всем потребителям в любой точке земного шара на безвозмездной основе и без ограничений по указу президента лишь с 2007 года. Собственно, как только были сняты ограничения, власти взялись за массовое внедрение технологий ГЛОНАСС. В рамках этого и была запущена пресловутая система ЭРА-ГЛОНАСС, как и многие другие проекты.

Что такое ЭРА-ГЛОНАСС?

Официальное полное название системы – государственная система экстренного реагирования при авариях. Честно говоря, мы всегда мучаемся, когда нужно подобрать иллюстрации к этой самой ЭРА-ГЛОНАСС, потому что это штука совершенно виртуальная и объединяет самые разные вещи. Одной картинкой понятие не объяснить. Начинается все с автомобильных терминалов, оборудованных сим-картой и модулем спутниковой навигации ГЛОНАСС. Они в случае аварии передают информацию о точных координатах, времени и обстоятельствах ДТП так называемому оператору системы ЭРА-ГЛОНАСС, который уже отправляет данные в экстренные оперативные службы. Те, в свою очередь, присылают пострадавшим помощь. Для разработки и внедрения этой системы было создано некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС», которое считается федеральным сетевым оператором в сфере навигационной деятельности. В партнерство входят в том числе компании, предоставляющие услуги сотовой связи и крупные игроки рынка телекоммуникаций. Присоединились к НП и те, кто видит выгоду во внедрении обязательных модулей в автомобили. Например, производители спутниковых охранных систем.

В 2007 году Путину представили первый навигатор с модулем ГЛОНАСС

Как все-таки быть с подержанными машинами?

На момент сдачи этого номера «АвтоМира» в печать российские власти так и не разобрались с тем, как будет с 1 января 2017 года осуществляться импорт подержанных автомобилей, не оснащенных системой ЭРА-ГЛОНАСС. В начале декабря начались массовые спекуляции по этому вопросу, ряд экспертов утверждали, что ввоз любых машин без российской системы экстренного реагирования станет в принципе невозможен. Таможенная служба тогда дала разъяснения, в которых заверила, что все будет в порядке. Мол, ПТС на автомобили, не оснащенные ЭРА-ГЛОНАСС, но получившие ранее одобрение типа транспортного средства, продолжат выдавать.

Однако буквально через пару дней после этого заявления представители таможенной службы выступили с новым, причем прямо противоположным. Цитируем: «Выдача паспортов транспортных средств на ввозимые физическими и юридическими лицами единичные транспортные средства, не оснащенные устройствами вызова экстренных оперативных служб, осуществляется таможенными органами только до конца 2016 года. ... С 1 января 2017 года для выпуска в обращение автомобиля требуется его оснащение устройством вызова экстренных оперативных служб». Получается, что импорту подержанных иномарок в Россию настал конец? Ждем дальнейших разъяснений.

То, что с января 2017 года система ЭРА-ГЛОНАСС станет обязательной вообще для всех автомобилей, продаваемых в РФ, а не только для совсем новых моделей, было установлено законом еще в 2013 году

Александр Гурко, президент НП «ГЛОНАСС»:

«На основе «ЭРА-ГЛОНАСС» как единственной системы, обязательной для всех категорий транспортных средств, можно производить интеграцию различного бортового оборудования и систем, для которых оно предназначено. При этом потребитель должен иметь право выбора: купить доступный терминал с одним функционалом или использовать устройство для решения различных задач. В любом случае «ЭРА-ГЛОНАСС», как самая массовая система, должна стать основой для интеграции с другими навигационно-информационными системами».

У каких легковушек уже есть ЭРА-ГЛОНАСС?

Первым из российских автомобилей системой экстренного реагирования обзавелся седан Lada Vesta – на него модуль ЭРА-ГЛОНАСС ставят с самого начала производства. Недавно компания Kia объявила, что в 2017 году система будет внедрена во все автомобили марки, представленные в РФ. У седана Cerato ЭРА-ГЛОНАСС уже есть. Недавно вышедшие на наш рынок кроссоверы Hyundai Creta, Volkswagen Tiguan и даже китайский Changan CS35 тоже поставляются с ЭРА-ГЛОНАСС. В Skoda объявили, что система будет у Kodiaq, который привезут к нам летом.

Lada Vesta
Changan CS35
Hyundai Creta
Skoda Kodiaq
Volkswagen Tiguan

Фото: Екатерина Квашенкина\Burda Media, Роскосмос, www.kremlin.ru, пресс-служба правительства Москвы, Changan, Hyundai, Lada, Skoda, Volkswagen

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Права и правила Права и правила

За какие нарушения могут лишить водительских прав?

АвтоМир
Роботы против дефицита Роботы против дефицита

Роботизация помогает бизнесу, но требует новых специалистов

Ведомости
Железные герцогини Железные герцогини

Тренды рынка самых дорогих классических автомобилей мира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми» «Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми»

Как возрождался известный еще с советского времени бренд «Боржоми»

Inc.
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР

Какой грузовой автомобиль был главным в советские годы: ЗИЛ-130 или IFA W 50?

ТехИнсайдер
Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины

Как мошенники маскируются под персонал СТО

РБК
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре

Каким был длинный и богатый маршрут русского мата

Maxim
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Гелий Гелий

Известно, что каждый элемент имеет свой, только ему одному принадлежащий спектр

Наука и жизнь
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Почему Тихий океан так называется, если воды его не такие уж и спокойные? Почему Тихий океан так называется, если воды его не такие уж и спокойные?

Почему самый большой океан на планете имеет такое «безобидное» название?

ТехИнсайдер
Почему важно вовремя менять модель управления Почему важно вовремя менять модель управления

Как уметь в нужный момент менять управленческую модель

Forbes
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Самовыражение в наклейке Самовыражение в наклейке

Платёжные стикеры популярны, но теряют шансы на рост

Ведомости
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия

Появилось доступное средство для замедления прогрессирования деменции

ТехИнсайдер
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Как отличить борщевик от дудника и других зонтичных растений Как отличить борщевик от дудника и других зонтичных растений

Как не спутать борщевик его с безобидными товарищами

Maxim
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Открыть в приложении