Апокалипсис Дрездена: дуэли «ковровых бомбардировок»
Гигантские огненные смерчи засасывали находящихся на улицах людей. Те, кто пытался спастись в подземных укрытиях, задыхались или гибли от нестерпимого жара – температура была такой, что человеческие тела плавились, превращаясь в мокрое пятно… Этот ад случился 75 лет назад и стал одной из самых спорных и противоречивых военных операций Второй мировой.
13 февраля жители Дрездена, главного города федеральной земли Саксония, выйдут на улицы, чтобы почтить память земляков, ставших жертвами страшного бомбового удара, нанесенного англо-американской авиацией. На чем был основан сделанный на излете войны выбор данной цели? Серьезных военных объектов в городе не было. С некоторой натяжкой к ним можно отнести разве что железнодорожный узел. Зато город был забит сотнями тысяч беженцев из Восточной Пруссии и самой Саксонии, частично уже занятой Красной армией: ее передовые части стояли в 60 км от Дрездена. Позже англичане и американцы будут утверждать, что напали на Дрезден, выполняя союзнический долг перед СССР, — якобы по его просьбе они хотели облегчить русским захват города. Документальных подтверждений этому нет, а Советский Союз отрицает свою даже косвенную причастность к дрезденской бойне, ставшей одним из самых трагических для Германии событий Второй мировой. По мнению ряда историков, целью бомбардировки Дрездена и других немецких городов, отходящих к советской зоне оккупации, было не оказание помощи советским войскам, а демонстрация военной мощи для устрашения союзника — СССР.
Первая бомба с английского бомбардировщика упала на город в 22 часа 13 февраля 1945 года. Массированная воздушная атака продолжалась всего 24 минуты, но этого было достаточно, чтобы превратить город в море огня. В 1:20 ночи 14 февраля налет повторился с использованием в основном зажигательных бомб. После 10 утра на город обрушилась последняя серия бомб, доставленных на этот раз бомбардировщиками США. Этим и завершилось убийство уже лежащего в руинах города. По иронии судьбы железнодорожный узел не пострадал. Количественные данные о человеческих жертвах свирепого удара варьируются в очень широких пределах: от 25 000 до 135 000 и более. Точную оценку не позволяет сделать отсутствие учета беженцев, наводнивших город перед атакой. В любом случае число жертв сопоставимо (а то и превышает их) с потерями при атомной бомбардировке Хиросимы (по разным данным — от 90 до 160 тысяч человек).
Теоретики и практики
В начале XX века только еще зарождающаяся авиация сразу же стала объектом пристального внимания военных. В ней генералы видели возможность нанести удар по головам и укреплениям неприятеля, оставаясь недосягаемым для его штыков и пуль. Уже в Первую мировую эта идея нашла применение по обе стороны европейского фронта. Первые результаты были впечатляющими. От открывшихся безграничных возможностей нового рода войск кружилась голова у многих стратегов. Одним из них был итальянский генерал Джулио Дуэ (1869−1930). Еще в 1915 году он предложил направить армаду из 500 бомбардировщиков для нанесения удара по городам враждебной Австрии, полагая, что это принесет не только военный, но и психологический, деморализующий эффект. Дуэ считал, что после такой встряски Австрии не останется иного выбора, кроме капитуляции. Подобные идеи он развил в так называемой доктрине Дуэ, отводящей главенствующую роль в войне бомбардировщикам. Генерал утверждал, что массированные бомбардировки городов, помимо разрушения военно-промышленных объектов и поражения войск, имеют целью деморализовать противника и понудить его к капитуляции. Почитателями доктрины Дуэ были германские нацисты — они же первыми и реализовали ее на практике во время гражданской войны в Испании. 26 апреля 1937 года жертвой стала Герника — городок в Стране басков. Асы немецкого элитного бомбардировочного полка «Кондор» при поддержке итальянцев превратили город в руины, убив при этом более 200 мирных жителей.