Играть плохих русских мне неинтересно, это должно быть что-то другое

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Игорь Жижикин: «Если мне предлагают в семейном фильме роль злодея, стараюсь сделать его нестрашным»

Марина Порк

Фото предоставлено кинокомпанией «Вселенная кино»

«Стали снимать. Как назло, ассистенты не удосужились положить лишний мат, а Форд толкнул меня сильнее, чем требовалось, я отлетел и приземлился локтем на какую-то ржавую железяку. Пробил руку почти до кости, кровь хлестала не по-детски. «Все, останавливаем съемку», — скомандовал Спилберг. Но я возразил: «Осталось немного, доснимем». Рану перебинтовали и залепили пластырем, но к концу сцены повязка все равно промокла от крови. Спилберг был просто в шоке: ни один американец не повел бы себя так, как этот русский».

— Игорь, в этом году вы снимаетесь в девяти проектах. В прошлом участвовали в десяти. Колоссальная востребованность. А как вы выбираете, в каком фильме сниматься, на что в первую очередь ориентируетесь?

— Режиссеры видят меня в основном в брутальных образах, мне постоянно предлагают играть военных, бизнесменов, бандитов. Но сегодня мне хочется показаться перед зрителями в другом качестве — комедийном, поэтому в первую очередь соглашаюсь на смешные роли. Да и по внутреннему состоянию я добрый, позитивный человек. Конечно, мне дороги и мои брутальные герои, люблю я и своих военных. В принципе, много чего люблю, но в последнее время пытаюсь немного уйти от привычного образа строгого жесткого человека в доброту и комедийность. Ну а насколько успешно это удается, решит зритель.

Очень нравится семейная тематика, и даже если мне предлагают в таком фильме роль злодея, стараюсь сделать его нестрашным, смешным, комичным — я люблю отходить от своего образа.

Фото предоставлено кинокомпанией «Вселенная кино»

— Как думаете, получается?

— Надеюсь, получается. В ближайшее время выйдет немало таких проектов, которые, по сути, представляют из себя хорошее доброе семейное кино, куда можно прийти родителям с детьми, посмотреть, посмеяться, отдохнуть.

Мне нравится голливудская комедия «Один дома», Джо Пеши и Дэниел Стерн в ролях неудачливых грабителей там просто прекрасны. И вот выдался шанс сыграть нечто подобное: в комедии «Исполняющий обязанности» мы с Митей Хрусталевым появляемся на экране в ролях двух неудачливых отморозков, которые работают на некоего шефа. Он постоянно дает им задания, а они не способны нормально их выполнить, все время попадают в идиотские ситуации. И даже дети, которых они пытаются похитить по заданию босса, умудряются их одурачить, ввергнуть в самые нелепые ситуации. Получился прекрасный фильм, которого я жду.

— Вы один из немногих российских артистов, кто снимался в голливудских фильмах. Расскажите, пожалуйста, как вам это удалось? Как вы оказались в Америке?

— Приехал на гастроли в Америку в составе группы артистов советского цирка. На волне охватившего нашу страну предпринимательства в 1987 году был создан творческий кооператив. Туда вошли известные люди: Юрий Куклачев со своими кошечками, кинорежиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, снявший «Трех мушкетеров», Вадим Станкеев — создатель уникального номера «Воздушный полет», где я работал, и Валентин Юдашкин с театром моды, на подиуме которого блистали самые прекрасные девушки на свете.

Номер Вадима Станкеева, его воздушный полет с акробатикой без преувеличения стал шедевром, по сей день не имеющим аналогов. Вадим придумал закрепить под куполом между двумя раскачивающимися лопингами пластиковый стол: там стояли два человека, которые ловили прилетавших в филигранно рассчитанную точку артистов. Потом стол уходил в сторону, оставляя свободное 15-метровое пространство, преодолевая которое уникальный гимнаст Юрий Каганович успевал проделать четыре сальто в воздухе, перед тем как оказаться на другой стороне. Это абсолютно рекордный трюк, повторить его никто в мире не может. Выглядел он со стороны страшновато, зрители всякий раз замирали и только в конце выдыхали.

Мы выступали с этим номером в лучших цирках Советского Союза. А еще постоянно ездили на зарубежные гастроли. Я работал в качестве ловитора — человека, который висит вниз головой и ловит вольтижеров, которые летят в заданную точку. На непросвещенный взгляд в этом нет ничего страшного. Но на самом деле без травм не обходится. И связки на руках рвутся, и локти вылетают, и колени. Если ты поймал гимнаста, но ноги у того остались позади, рывковая сила бьет тебя по позвоночнику. Плечо я успел порвать еще во время репетиций, периодически мне его закалывали обезболивающими.

Кажется, от неприятностей должна спасать сетка, но на самом деле она таит в себе столько опасностей! Если не сгруппируешься, приземлишься на живот — рискуешь получить перелом позвоночника, не успел подвернуть голову — сломаешь шею, схватился за сетку руками — и вот у тебя вылетели фаланги пальцев. А еще коварная сетка время от времени выбрасывает гимнастов прямо на зрителей.

Однажды трюк пошел не по плану, вольтижер перелетел заданную дистанцию и приземлился мне на колено. В целом перенес восемь операций под общим наркозом. Но не сдавался, каждый день занимался спортом, качал мышцы, чтобы облегчить нагрузку на суставы и связки.

— Что привело вас в цирк?

— После школы я пробовал поступить в Плехановский институт, но не прошел по конкурсу и загремел в армию. Служил в подмосковной Кубинке, где вскоре был назначен старшиной спортроты. Спортом я занимался с юных лет по примеру папы: он был мастером спорта по волейболу. А на стадион ЦСКА меня буквально за руку привела мама, чтоб не болтался на улице. Я перепробовал многие виды: гимнастику, прыжки в воду, плавание. Потом перешел в современное пятиборье, освоив еще и бег, стрельбу, фехтование, верховую езду. Также могу играть в футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, кататься на горных лыжах. Разумеется, ни я, ни родители не подозревали, как пригодятся эти навыки, когда стану сниматься в Голливуде. Там актеров не заставляют исполнять трюки (профсоюз актеров установил по этому поводу свои правила), но очень ценят, если ты обладаешь еще и каскадерскими навыками. Я умел многое и получал преимущество перед конкурентами.

В спортроте мы сразу же подружились с Гришей Чекалиным, который попал под призыв после циркового училища, успев поработать на арене в номере «Акробаты на верблюдах». И так он красиво рассказывал о своих выступлениях, так меня соблазнял, что я решил после дембеля тоже пойти в цирковое училище. Престиж этой профессии в советские времена был высоким, ее представители гастролировали по всему миру, а за границу тогда ездили единицы.

В училище приходили в основном ребята из династий, они уже и жонглировали ловко, и сальто крутили. А я ничего не умел, был просто крепким парнем. К тому же, когда дали задание поднять девочку на плечи, выяснилось, что у меня не соответствующий требованиям прогиб в спине. Совещались по поводу абитуриента Жижикина долго, а финальную точку поставил председатель приемной комиссии Юрий Никулин: он велел допустить меня до общеобразовательных экзаменов.

В тот момент я услышал, что Союзгосцирк объявил набор мастеров спорта без диплома циркового училища при условии, что те потратят год на репетиционный период. В тот момент артист цирка Геннадий Ковалев вернулся из Японии, где успешно работал в цирке на льду. Ему передавали номер «Акробаты на велосипедах», и он предложил: «Мне требуется крепкий «нижний», будешь сидеть на велике, а мы станем на тебя забираться и делать трюки». Так я заразился ареной на всю оставшуюся жизнь, а высшее образование получал позже на заочном отделении Института физкультуры.

Премудрости профессии осваивал в Рязани, на арене местного цирка. Был задействован во всех номерах, поэтому через полгода умел и жонглировать, и делать сальто, и по канату ходить, успел даже покачаться в лопинге у воздушных гимнастов. Когда срок моего ученичества подошел к концу, я просто искрился от воодушевления. И тут вдруг травма бедра во время репетиции! Пришлось на время восстановления уйти с манежа, перевоплотиться в чиновника. Какое-то время инспектировал работу цирковых организаций, ездил по стране. Меня избрали секретарем комитета комсомола всех цирков Советского Союза. Но мне снились арена, свободный полет под куполом, восторженная публика. И сон стал явью, когда меня позвал в свой номер Вадим Станкеев.

— Чем окончились те американские гастроли?

— Устроить их взялся человек, который прилично говорил по-русски, работал с Чаком Норрисом, и мы ему доверились. Компания собралась выдающаяся: помимо нашего феерического «Воздушного полета», в представлении участвовал замечательный иллюзионист Эмиль Кио со своим коллективом, а также Александр Бондарев с великолепным номером «Русская масленица», где были задействованы акробаты на шесте и подкидных досках, жонглеры на роликах и медведи, которые вызывали особый восторг публики. Эмиль Кио и Александр Бондарев — народные артисты.

Мы долго катались по одноэтажной Америке, выступая в небольших провинциальных городках. Но наш организатор совсем не вкладывался в рекламу, зрителей становилось все меньше. Заявив, что американцы потеряли к нам интерес, наш антрепренер присвоил гонорары и испарился. Мы остались в Атлантик-Сити практически без средств к существованию. Однажды там появился человек, представившийся продюсером. Он рассказал, что в газете прочел о мытарствах русских артистов цирка и специально прилетел из Лас-Вегаса, чтобы помочь. «Ребята, поехали со мной, — убеждал он. — Это же столица мирового шоу-бизнеса, я вас непременно кому-нибудь продам». Американец оплатил билеты на самолет, поселил в отеле. Но наш благодетель оказался очередным аферистом, решившим подзаработать. Площадки Вегаса были расписаны на многие месяцы вперед. Кроме того, выяснилось, что работать мы имели право исключительно с той организацией или человеком, которые привезли нас в Америку. А чтобы их сменить, надо было вернуться в СССР и заново оформлять рабочие визы. К таким затратам наш «бизнесмен» оказался совершенно не готов и скоро испарился.

В результате вызволял нас родной Союзгосцирк, оплативший перелет до Москвы. А я тогда решил вернуться домой позже, не с пустыми руками, заработав денег. В Лас-Вегасе приютили знакомые мексиканцы, гимнасты воздушного полета «Кабальерос», с которыми раньше пересекался на гастролях. Ребята проконсультировали, как продлить визу. А дальше я занялся поисками работы.

Однажды забрел в казино Stardust. Присел тихонечко в последнем ряду концертного зала, посмотрел на сцену: там скользили красивые девчонки в ярких костюмах. Шоу настолько заворожило, что не заметил подошедшего секьюрити. Тот стал выгонять из зала, но вмешался незнакомец, оказавшийся продюсером Тедом Лоуренсом. С помощью разговорника я кое-как объяснил, что работаю в московском цирке.

— Что умеешь? — спросил Тед.

— Все, — уверенно ответил я.

— Покажи.

Мне вывели партнершу и попросили красиво ее поднять и пронести. А я в свое время очень хорошо отрепетировал поддержки, считался в этом одним из лучших.

В тот день Тед приехал из Нью-Йорка инспектировать шоу. Без него кадровых решений никто не принимал. «Нам как раз нужен такой крепкий парень, как ты, — сказал он. — Платить станем 800 долларов в неделю. Согласен? Можешь завтра приступить к работе?» Конечно, я согласился, наконец-то смог отсылать родителям какие-то деньги.

Я обзавелся агентом — в Америке без этого никуда. И моя менеджер-француженка потом меня отругала: «Зачем ты сразу согласился на предложенную сумму? Ее называют для начала переговоров. Мог бы получить больше». Но меня интересовала в первую очередь работа, а не заработки. Однажды знакомый затащил меня на кастинг в мюзикл «Самсон и Далила», его проводил всемирно известный продюсер Дон Арден. Эта постановка гремела, ради нее люди специально приезжали в Лас-Вегас, но артиста, игравшего Самсона, решили отправить на пенсию. Я особо ни на что не рассчитывал, ведь мне не приходилось петь и танцевать на сцене, и пойти согласился из чистого любопытства. Пробовались многие. Восьмидесятилетний Дон сидел в зале, пил коньяк, курил сигару и был раздражен. «Вон! — орал он на очередного претендента. — Пошел отсюда! И чтоб больше не появлялся!»

Но, увидав меня, вдруг оживился. Ему требовался высокий парень спортивного телосложения, который умел бы хорошо двигаться и поднимать партнерш высоченного роста. Я в грязь лицом не ударил, продемонстрировал способности, которым научил советский цирк. К тому же имел выразительную фигуру, что идеально подходило образу Самсона.

«Хочу этого русского, — объявил Дон своим ассистентам. — Идите, договоритесь с ним».

Так мне предложили годовой контракт. Слава богу, петь не пришлось. Сначала просто открывал рот под фонограмму, потом режиссер поменял концепцию. Я продолжал красиво носить девушек на руках, а по пятам за мной следовали два певца в таких же, как у меня, леопардовых шкурах и исполняли мою партию. Публике нравилось.

Гастроли всемирно известного «Цирка дю Солей» проходили в Лас-Вегасе с большой помпой. Я тоже решил сходить на представление. И когда на сцене появились воздушные гимнасты, что-то дрогнуло в груди. Одним из режиссеров шоу был Павел Брюн, я знал его еще с Москвы. Разыскал Пашу после спектакля. И тот предложил вернуться на арену — они искали артиста в воздушный полет. Так на пять лет я связал свою жизнь с «Дю Солей». Требования к артистам там очень высокие, выкладываться надо на все сто. Что я и делал. Ломал оба колена, ноги, вырывал плечи, заработал трещину в локте и шейном позвонке. Но «Дю Солей» страхует всех своих артистов от травм: они имеют право не только на бесплатное лечение, но еще и на солидную компенсацию. Конечно, с возрастом «старые раны» дают о себе знать, места переломов ноют в ненастную погоду. Но ничего, живу дальше.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Лаврова не могла выбрать между Смоктуновским и Баталовым», — рассказывала подруга актрисы «Лаврова не могла выбрать между Смоктуновским и Баталовым», — рассказывала подруга актрисы

Роднило ее избранников только одно — все они были талантливы, неординарны

Коллекция. Караван историй
Погубить на корню Погубить на корню

10 привычек, которые портят твои волосы

Лиза
Открыть сердце: как решиться? Открыть сердце: как решиться?

Мы находим тысячу аргументов, чтобы не сокращать дистанцию. Почему?

Psychologies
Аркадий Трачук: Банкноты всегда несут смыслы и передают важные символы для страны Аркадий Трачук: Банкноты всегда несут смыслы и передают важные символы для страны

Можно ли уже печатать дензнаки только с помощью своих технологий?

Ведомости
«После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова «После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова

От всесоюзной популярности и королевской роскоши — до полной нищеты и забвения

Караван историй
В Словакии обнаружили средневековое золотое кольцо с корундом со Шри-Ланки В Словакии обнаружили средневековое золотое кольцо с корундом со Шри-Ланки

Археологи описали необычное золотое кольцо, найденное в словацком городе Зволен

N+1
Гастрономическая пара Гастрономическая пара

Сытно или изысканно? «Вдова Клико» или «Западный склон»?

СНОБ
«ИИ будет массово доступен — так же, как мобильная связь или телевидение» «ИИ будет массово доступен — так же, как мобильная связь или телевидение»

Какие горизонты открывают генеративный искусственный интеллект в сфере финансов?

Деньги
Май 2025 стал одним из самых жарких за всю историю наблюдений Май 2025 стал одним из самых жарких за всю историю наблюдений

За последние 22 месяца средняя температура была на 1,5°C выше

ТехИнсайдер
Артериальное движение Артериальное движение

Как прошли съемки фильма про зимние дороги и людей, которые по ним едут

Автопилот
Музей «Полторы комнаты» Музей «Полторы комнаты»

«Полторы комнаты» выросли из частного музея-квартиры Иосифа Бродского

Собака.ru
Вот почему люди стали использовать огонь — и приготовление пищи тут не при чем Вот почему люди стали использовать огонь — и приготовление пищи тут не при чем

Исследование, перечеркнувшее привычную картину: зачем люди приручили огонь

Inc.
Выдающийся математик, который морил себя голодом из-за паранойи: история жизни и смерти Курта Гёделя Выдающийся математик, который морил себя голодом из-за паранойи: история жизни и смерти Курта Гёделя

История Курта Гёделя, выдающегося математика, который умер от паранойи

ТехИнсайдер
Вечные ценности Вечные ценности

Как старинные усадьбы превращаются в современные культурные центры

Вокруг света
Вне зоны доступа. «Питер FM» 20 лет спустя Вне зоны доступа. «Питер FM» 20 лет спустя

Как фильм «Питер FM» ввел моду на сентиментальный Петербург

СНОБ
Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных Что делать, если змея заползла на дачу: краткий совет и полный гайд для тех, кто любит животных

Как убрать с дачного участка заползшую змею

ТехИнсайдер
Окислительное присоединение на палладии прошло по радикальному механизму Окислительное присоединение на палладии прошло по радикальному механизму

Представление о реакции окислительного присоединения на палладии было неполным

N+1
Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания

Почему же так сложно выйти из замкнутого круга токсичных отношений?

VOICE
Глеб Костин Глеб Костин

Глеб Костин — фаундер бренда “.solutions” и главный петербургский визионер

Собака.ru
Сергей Лимонов Сергей Лимонов

О том, как (и зачем) коллекционер Сергей Лимонов превратил себя в институцию

Собака.ru
Земля Султана Земля Султана

Путешествие с певцом Султаном Лагучевым по его родине — Карачаево-Черкесии

ЖАРА Magazine
От аэропорта до курицы От аэропорта до курицы

Джон Кеннеди стало одним из самых популярных имен для наречения улиц и школ

Дилетант
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Дорого и сложно: что тормозит внедрение ИИ в медицину Дорого и сложно: что тормозит внедрение ИИ в медицину

Почему внедрение инноваций в медицине происходит так медленно?

Forbes
Почему нам хочется есть: как нейрофизиология объясняет переедание и импульсивные перекусы Почему нам хочется есть: как нейрофизиология объясняет переедание и импульсивные перекусы

Каков ключ к решению проблемы переедания и импульсивных перекусов?

ТехИнсайдер
FORTUNA 812 FORTUNA 812

SoundCloud-рэп снова в топе благодаря FORTUNA 812

Собака.ru
8 доказанных наукой привычек, которые действительно повышают интеллект 8 доказанных наукой привычек, которые действительно повышают интеллект

Какие ритуалы стоит добавить в свою рутину, чтобы стать умнее

Maxim
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Как правильно ехать по серпантину: ПДД для водителей Как правильно ехать по серпантину: ПДД для водителей

Как безопасно передвигаться по серпантину?

РБК
Первопроходец в мире бодибилдинга и обладатель статуса «Мистер Вселенная»: история Микки Харгитея Первопроходец в мире бодибилдинга и обладатель статуса «Мистер Вселенная»: история Микки Харгитея

Как венгр Микки Харгитей бросил вызов американскому доминированию в бодибилдинге

ТехИнсайдер
Открыть в приложении