«Я вовремя окэшился»: Сергей Шнуров о бизнесе, пандемии и мерах правительства
Музыкант, предприниматель и член «Партии Роста» Сергей Шнуров рассказал в интервью для Forbes Digest о своей политической деятельности, бизнесе и мерах правительства по спасению экономики
Здравствуйте, друзья, с Вами Forbes Digest На удаленке. Сегодня у нас в гостях музыкант, лидер группировки «Ленинград» и самый заметный член «Партии Роста» Сергей Шнуров из Санкт-Петербурга. Сергей, в интервью несколько лет назад Вы сказали, что Российская империя стремится к развалу. Развалится ли в этот раз?
Любая империя после фазы своего пикового развития стремиться к развалу. Это мы все знаем на примере и Римской империи, и Византийской, и множества других. Хотя их было не так много. Поэтому ничего удивительного, что Россия находится в таком состоянии, причем уже довольно долго. Наверное, со времен Советского Союза. Да и в Советском Союзе она под конец своего существования стремилась развалиться. Поэтому я, по мере сил своих скромных, пытаюсь этому процессу противостоять. Создав группировку «Ленинград», и, тем самым, связывая эти просторы какой-то общностью музыкальной, языковой. Я был тем человеком и до сих пор, как я себя вижу, им являюсь. Человеком, который является скрепой, объединяющим фактором.
Вы вступили в «Партию Роста» к Борису Титову, которая нацелена на то, чтобы поддерживать предпринимателей. Прокомментируйте это ваше решение. Как Вы видите ситуацию с бизнесом сегодня?
Ситуация с бизнесом, как и не с бизнесом, совсем патовая, или аховая, как Вам больше нравится. В партию я вступил, потому что я себя мыслю бизнесменом, всю жизнь я зарабатывал сам, занимался культурой на собственные деньги, в отличии от многих наших представителей современной Российской эстрады. Никогда не вступал не в какие договоренности с властями, не выступал на днях города, на днях Победы, и подобных праздниках, на 1 Мая и так далее. Бюджетные средства я не ел, жил на свои. И до сих пор на них живу. Поэтому я себя мыслю бизнесменом. Я понимаю, даже благодаря своему опыту, довольно большому, что бизнесменам у нас, скорее, не помогают, а мешают. У нас право бизнесмена рассматривается через призму уголовного права. Мы смотрим на бизнесмена, как на заведомого преступника. Это не тот человек, который производит продукт, как я. А тот человек, который, как бы, уже готов совершить преступление.
Обращение президента было о том, что карантин продлевают до 30 апреля, но при этом работодатели обязаны платить зарплату, налоги, никто не отменял уголовное наказание, если работодатель не платит налоги, притом работать он не может. И особенно частному бизнесу, за который Вы выступаете, неоткуда брать деньги. Прокомментируйте это.
Я уже сегодня сделал заявление. Была пресс-конференция «Партии Роста», на которой мы излагали свою программу. Вы можете с ней ознакомиться, по-моему, даже на Forbes опубликовали ее. О том, что, не выдумывая велосипед, и не изобретая колесо, можно обратится к опыту европейских стран, а можно посмотреть, куда страшнее, на нашего потенциального друга – Америку. И увидеть, что бюджеты, которые выделяются на помощь частным лицам, не сопоставимы с нашими бюджетами. Просто в процентах. Нас с Америкой равнять по ВВП, как понятно, глупо. Но процентные ставки совершенно другие, в той же самой Америке выделяется порядка 12% на поддержание людей, спроса и бизнеса. У нас, насколько я понимаю, это только 1%. Получается, что в 10-12 раз меньше мы обращаем внимание на наших людей. А как они будут выживать, мало кого интересует. Сказал Путин: «Платите всем». Замечательно, с каких шишей, с каких барышей это все будет платиться? Зачем мы копили этот резервный фонд? Зачем нам были эти кубышки на черный день? Вот сейчас что у нас? Белый день, или какой? Или, что, розовый?
Вы сказали, что государство должно быть щедрее. Как Вы думаете, почему оно жадное?
Потому что оно преследует свои личные, корыстные интересы. Русский народ — это такое обременение нашего государства. Мы им не особенно нужны, мы им мешаем делать дела.
Вы получаете зарплату сейчас в «Партии Роста»? Или Вы там на добровольных началах?
Нет, конечно, не получаю.
В группировке «Ленинград» как музыканты себя чувствуют сейчас? Вы платите им зарплату?
Я как будто чувствовал, что это все произойдет, поэтому я очень вовремя распустил. Я не обременен никакими обязательствами.
Не интересовались, как у музыкантов Ваших сейчас дела?
У них есть какой-то жирок накопленный. Я интересовался, как у всех остальных музыкантов, и вообще у музыкантов. Есть накопленный жирок, но он очень быстро сойдет на нет. Вся индустрия развлечений сейчас будет терпеть невероятные убытки.
Вы считаете, что есть потенциал в онлайн концертах, или это просто социальные блага, чтобы хоть как-то поддерживать людей, развлекать их в это непростое время. Или можно заработать все-таки на этом?
В той форме, в которой это сейчас существует, потенциала никакого нет. Это станет через неделю уже никому не интересно. За сериалами, наверное, будущее. Сколько можно смотреть на одни и те же физиономии, поющие одни и те же самые песни? Концертов, снятых в том же самом YouTube, какими-то любительскими, не любительскими камерами миллион. Можешь посмотреть все.
Как Вы думаете, начнется бедность, криминал, рост бандитизма, люди выйдут на улицы.
Это зависит от политики правительства. Такими темпами да, наверное.
По Вашему мнению, когда это может произойти? После конца апреля или в ближайшее время, когда у людей кончатся деньги?
Зависит от бойкости людей. Прочитал сегодня, что в Забайкалье запретили продавать алкоголь, еще где-то, в некоторых городах. В тех городах, мне кажется, социальная напряженность будет расти гораздо быстрее, и по экспоненте. Понятное дело, что будут так называемые черные предприниматели, которые затарились самогонными аппаратами. Они начнут производить самогон в промышленных масштабах. И у нас разовьется теневой сектор экономики и будет недополучение акцизов в бюджет по алкоголю. Прекрасное решение.