«Я, Берлускони». Как блестящий эгоист стал европейским медиамагнатом
Добро пожаловать в Аркоре, роскошную виллу XVI века, до которой можно добраться на вертолете за 15 минут от центра Милана. Наш гид — нынешний владелец виллы Сильвио Берлускони, итальянский медиа-предприниматель, чья компания Fininvest Group в прошлом году показала отличные результаты — оборот около $1 млрд, а объем ее консолидированных доходов оценивается вдвое выше.
Аркоре весьма интересное место. Комнаты виллы заполнены антиквариатом и картинами. Здесь есть частный парк, а внутри здания стена, инкрустированная телеэкранами, на которых включены телеканалы, принадлежащие ему и его конкурентам. Вниз по коридору — спортзал, далее — древние гроты, один из которых превратился в небольшой кинотеатр. Наверху расположена собственная часовня, а немного дальше стоит пианино. Здесь Берлускони останавливается, садится за инструмент и, едва касаясь клавиш, наигрывает удивительно приятную версию бродвейской мелодии.
Если великолепию виллы Аркоре не удалось вас убедить, Берлускони сам прямо скажет о том, каким важным и успешным он стал. «Каждый руководитель американских развлекательных корпораций должен установить большую статую господина Берлускони прямо перед своими дверями», — говорит он. У Берлускони есть привычка говорить о себе в третьем лице. Он не так богат, как Джанни Аньелли (итальянский предприниматель, был владельцем команды «Ювентус» и основным акционером FIAT. — Forbes), но, вероятно, его состояние можно оценить в $900 млн.
Неприятный тип? Немного. Но для того, чтобы итальянские и, возможно, все западноевропейские зрители могли получить качественное коммерческое телевещание, был нужен именно такой блестящий, эгоистичный и весьма мотивированный человек.
Почему же классические американские развлекательные телепрограммы должны быть благодарны ему? 51-летний Берлускони, вероятно, является крупнейшим европейским клиентом телевизионных шоу в США. Джеймс Макнамара, старший вице-президент по международному вещанию в New World Pictures, ведет крупный бизнес с Берлускони. Макнамара отмечает, что в настоящее время на долю Берлускони приходится около 15% объема продаж прав на телепрограммы за рубеж — это около $700 млн.
Берлускони, сын миланского банкира, похоже, с детства усвоил принцип «покупая дешево и продавай дорого». В 14 лет он выполнял домашние задания для учеников средней школы, причем платежи были привязаны к полученным оценкам. Высокие оценки — высокие гонорары, средние оценки — никакой оплаты. «В моем классе были очень богатые люди», — вспоминает Берлускони без малейшего смущения. Во время обучения в вузе на юриста Берлускони обеспечивал себя, организовав музыкальную группу, с которой он исполнял французские песни в клубах.