Грудничок. Здоровье
Что видит, слышит и чувствует малыш?
Зрение, слух, осязание и обоняние являются для ребенка главными источниками информации в процессе познания мира. Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…
К моменту рождения зрительный и слуховой анализаторы (которые обуславливают восприятие и анализ внешних раздражителей, отвечая за зрение и слух) у ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры коры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.
Зрение
1 месяц
Новорожденный ребенок видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все «вверх ногами», ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза крохи еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.
К концу первой недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз из-за слабости глазных мышц.
Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки его при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.
К четвертой неделе своей жизни малыш уже может 5–10 секунд удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.
2 месяца
У ребенка начинает развиваться предметное зрение. Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 секунд. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову. Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.
3 месяца
В 3 месяца ребенок может фиксировать свое внимание на объекте, не только лежа на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить свой взгляд на глазах взрослых.
Примерно с 3–4 месяцев ребенок начинает различать основные цвета: сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий. Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов. У новорожденного ребенка цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой со сливающимися цветами. Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.
4–5 месяцев
Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4 месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи, и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.
К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.
6 месяцев
К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам. Начиная с 6 месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.
7 месяцев и далее
В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека. После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование. В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1/3 – 1/2 от взрослой нормы и достигает 100 % к 3–4 годам.