5 ошибок Игоря Яременко, сооснователя AppScience
В российском научном сообществе и фармацевтической промышленности средний срок доставки химических реактивов исторически составлял до двух месяцев. Сервис AppScience сократил это время до двух недель и изменил рынок. Проект начал работать в июне 2020 года, сейчас в числе их клиентов — «Р-Фарм», «Петровакс», Sanofi, MSD, а также научные институты, такие как МГУ, МФТИ и «Сириус». Ежемесячная выручка — более 50 млн руб., операционная прибыль — 10 млн руб., чистая прибыль — 5 млн руб. В штате компании работает 30 человек. За год активного роста трое сооснователей компании — Максим Пустовалов, Игорь Яременко и Марсель Гумеров — успели совершить ошибки в найме персонала, в общении с клиентами, в отношении к сотрудникам. О самых критичных из них Inc. Russia рассказал один из основателей AppScience Игорь Яременко.
1Не видел дальше своего носа
Нас было сначала трое, потом четверо, пятеро. Как в любом стартапе, мы брали на себя множество ролей и справлялись со всем сами. Я отвечал за клиентскую часть — находил новых клиентов, а также вел текущих по всем заявкам. Но в какой-то момент клиентов стало так много, что все мое время было занято только текучкой. Этот момент надо было предусмотреть заранее — еще в декабре 2020 года нанять менеджера по ключевым клиентам и передать операционную деятельность ему, пусть даже человек не был бы полностью загружен. Но я этого не сделал.
В итоге в январе — феврале 2021 года у меня был дикий цейтнот: я не спал ночами в поисках этого менеджера. Я потерял огромное количество ресурсов, заработал стресс и остановил на какое-то время развитие компании. Эту ошибку я допустил еще раз, вовремя не наняв HR-директора. Когда нас было уже 15 человек, я все еще держал у себя функцию HR. Но на тот момент это уже была полноценная роль, которую нельзя было ни с чем совмещать.
В итоге мы на полтора месяца остановились в развитии: не было смысла привлекать новых клиентов, потому что в компании не было ресурсов их обрабатывать, — не справлялись ни продажники, ни департамент снабжения. Если бы у нас был штатный HR, он нашел бы сотрудников вовремя и компания смогла бы быстрее расти. Теперь я понимаю, что в приоритет нужно ставить стратегические вещи, а не текучку. Важно вовремя останавливаться, поднимать голову и расставлять приоритеты.