5 фильмов от режиссеров-дебютантов из России, которые покажут новый взгляд на отношения
С 23 по 26 марта в Ханты-Мансийске проходил XXII Международный фестиваль кинодебютов «Дух огня», и столица Югры стала местом премьеры для нескольких исключительно талантливых фильмов. О пяти российских картинах, которые действительно стоит посмотреть, рассказываем в нашей подборке.
1«Ненормальный»
Илья Маланин, 2024 год
Фильм открытия фестиваля «Дух огня» вышел в широкий прокат России 28 марта, и первый отклик зрителей — положительный: средняя оценка на «Кинопоиске» на сегодня составляет достойные 7,8 балла. В фестивальной индустрии картины вроде «Ненормального» и называют «зрительскими»: это те фильмы, которые в программе показов призваны зацепить самый широкий круг, достучаться до всякого, кто обладает толикой эмпатии. Дебютной ленте Ильи Маланина это, очевидно, удается.
8-летний Коля (Елисей Свеженцев) родился с диагнозом «митохондриальная миопатия»: атрофия мышц и хроническая слабость приковали его к инвалидной коляске, а любая травма может запустить стремительную деградацию организма. Мальчик живет с мамой и бабушкой, пока в жизнь этой классической российской семьи не врывается инженер Юрий (Александр Яценко) с идеей Колю «починить» и поставить на ноги. Поможет Юрию в реализации этой идеи невероятная напористость и вера в то, что игра на фортепиано «разбудит» Колину нервную систему и мышцы.
Параллельной линией «10 лет спустя» мы видим повзрослевшего Николая (теперь его играет Илларион Маров) и уже ставшего ему отчимом Юрия на конкурсе пианистов в Китае. Здесь юноше предстоит выступить перед внушительным залом, где каждый сидящий влюблен в Шопена. Николай уже нормально передвигается сам: методы Юрия явно помогли ему в физическом плане. Но психологически — нет.
Герой Иллариона Марова во многом остается «проектом» отчима, а не отдельным, взрослым человеком, способным к какой-либо импровизации
Тема сепарации от Юрия и его почти армейских методов воспитания спасает фильм от излишней слащавости, однако картина все равно остается мелодрамой с предсказуемым финалом. Светлым, трогательным, но неприлично сказочным.
Сам этот финал, это счастливое разрешение конфликтов как будто льет воду на мельницу нездоровых отношений:
- нормально ли вообще, когда незнакомый мужчина буквально вторгается в жизнь семьи и стремительно устанавливает в ней свои «инженерные» правила?
- верно ли добиваться успеха ценой колоссального риска для здоровья ребенка, как в эпизоде с участием Коли, только-только поднявшегося из коляски, в дворовом футбольном матче?
- не оправдывает ли кино насильственные методы воспитания, пусть и из благих побуждений?