Как Мария Трубникова открыла первую благотворительную организацию для женщин
Дочь декабриста, одна из основательниц феминистского движения в России и активистка, благодаря которой женщины добились права на высшее образование — Мария Трубникова посвятила свою жизнь борьбе за гендерное равенство
Культ декабристов
Через полгода после восстания декабристов пятерых заговорщиков казнили, еще 124 человека были отправлены в Сибирь на каторжные работы. Они жили в острогах по 16 человек в комнате, зимой терпели холод, многие стремительно слепли — солнечного света почти не было, а чтение было одним из немногих развлечений. Среди ссыльных был ротмистр Кавалергардского полка Василий Ивашев, за которым в Сибирь последовала его возлюбленная Камилла Ле Дантю, дочь гувернантки-француженки семьи Ивашевых.
В ссылке пара поженилась, и в 1835 году у них родилась дочь Мария (а затем еще трое детей, один из которых умер в младенчестве). Семья привыкла к новой жизни. В свободное время Ивашев занимался музыкой, много рисовал, переводил на французский биографию полководца Александра Суворова и писал стихи. Камилла ухаживала как сиделка и медсестра за больными декабристами, читала и музицировала.
Старшую дочь в семье нежно называли Маня. Василий писал родным, что она «с каждым днем становится все прелестнее, резвее и грациознее и уже теперь обещает много утешений в будущем». Декабрист Иван Пущин называл ее «умненькой» и «премиленькой девочкой».
Спокойной семейной жизни Ивашевых пришел конец, когда 30 декабря 1839 года после сильной простуды скончалась Камилла. Через год умер и Василий. Детей забрала бабушка, Мария Ле-Дантю. Их перевезли имение Архангельское в Симбирской губернии (сейчас — на территории Ульяновской области), к их тете по отцовской линии.
Благодаря тете Мария получила хорошее образование: она изучала литературу, историю, философию и естествознание. Кроме того, с детства усвоила принцип: надо поддерживать тех, кто оказался в беде. Когда в 1848 году началась эпидемия холеры, Мария вместе с тетей ездила помогать больным.
Образцом для подражания для Марии всю жизнь был отец, решившийся пожертвовать всем ради своих идеалов. Ее старшая дочь Ольга впоследствии вспоминала: « У нас в семье вообще существовал культ декабристов: о них, об их борьбе за свободу родного народа говорили с благоговением; мы с детства знали их всех в лицо в мамином альбоме и десятки раз слышали рассказы о 14 декабря». Однако, в отличие от отца, Мария считала, что насильственным путем общество изменить не получится, и не была сторонницей радикальных методов. «Великое дело нельзя делать злым путем», — говорила она.
«Атмосфера пропитана идеями свободы»
Схожие взгляды были и у Константина Трубникова, молодого человека из дворянской семьи, который стал часто наведываться в Архангельское. Его семья устроила школу рукоделия для крестьян, а сам Константин понравился девушке «главным образом, своим либерализмом и цитатами из Герцена». 1854 году Мария вышла за него замуж, и они вместе переехали в Петербург. Мария помогала мужу издавать газеты «Журнал для акционеров» и «Биржевые ведомости», занималась переводами и работала редактором. В их доме собирались литераторы, ученые, представители аристократии, журналисты. Однако между супругами быстро начался разлад. Константин в семейной жизни оказался деспотичным человеком. Мария это терпеть не хотела и решилась уйти от мужа с четырьмя детьми. Она начала зарабатывать на жизнь переводами.