13 полезных советов для выстраивания коммуникации с венчурными инвесторами
Неизвестно, сколько пальцев рук нужно, чтобы пересчитать количество похожих заметок — «как привлечь инвестиции», «как найти своего инвестора», «как не отпугнуть инвестора»… На самом деле коммуникация с инвесторами не начинается и не заканчивается моментом привлечения раунда инвестиций и, чтобы выстраивать ее правильно, нужно усвоить несколько базовых правил. О них и расскажем.
1Составьте лонг-лист
На этом этапе обязательно сделайте домашнюю работу, сформируйте список потенциальных инвесторов, выделите тех, кто активно инвестирует на вашей стадии или в вашем секторе, посмотрите, кто недавно запустил фонды или сделал заявление о том, что начинает развиваться как бизнес-ангел.
Это нужно не только для того чтобы вы сделали excel-таблицу со списком инвесторов, но и для выстраивания стратегии привлечения инвестиций. Да, это как раз тот совет, который содержится в каждой из миллионов колонок об инвесторах из первого абзаца. Но никто этого не делает! Поэтому приходится повторять.
Где взять информацию? Вот несколько идей для первоначального списка:
- базовые ресурсы — Crunchbase и Pitchbook;
- ресурсы типа privateequitylist.com, unicorn-nest.com;
- обновляемый список инвесторов от DocSend со статусом активности;
- Google Sheet со списком фондов ранних стадий размером до $200 млн, которые недавно закрыли фандрейзинг;
- самые респектабельные фонды Европы от Dealroom.
2Сформируйте воронку для интро
Безусловно, теплые интро работают лучше всего. По возможности старайтесь найти достаточно близкого знакомого, кто сможет познакомить вас с вашим целевым инвестором. Но и холодные выходы бывают эффективны.
Назначьте себе ограниченный срок, в который вы будете искать того, кто сможет познакомить вас с инвестором. Постарайтесь в течение определенного времени найти правильный интро, а если не получается — сделайте грамотный аутрич инвестора. Структурируйте письмо инвестору так, чтобы отразить все четко и без воды. Об этом очень хорошо написал Алексей Менн из Begin Capital. Для вдохновения можно почитать также примеры холодных писем, которые принесли результат.
3Не полагайтесь на спонтанные знания
Ко мне часто обращаются с вопросами типа: «Порекомендуйте инвесторов, которые инвестируют в (подставить свой вариант)». Допустим, в биотехнологии. В практике соцопросов это называется спонтанное знание. Мой собеседник рассчитывает, что я с ходу вспомню инвестора, который специализируется на секторе, с которым я не работаю. Априори вероятность успеха очень невелика.
Гораздо лучше сделать следующее:
- сформируйте список близких знакомых, у которых вы можете спросить интро (предприниматели, которые поднимали инвестиции; ангелы; венчурные инвесторы или инвестбанкиры);
- сформируйте список из трех-пяти потенциальных инвесторов, с кем вы хотите поговорить (их может быть больше, но выдавать запросы лучше порционно);
- просмотрите социальные сети людей из первого списка и поищите в нем людей из второго (или на основе этого осмотра скорректируйте список — вдруг вы найдете у них в друзьях других, не менее привлекательных инвесторов);
- сформулируйте тезис, почему вы могли бы быть интересны каждому из трех-пяти людей;
- обратитесь к человеку из первого списка примерно так: «Хорошо ли ты знаешь Джона Смита из Sequoia, чтобы сделать на него интро? Я считаю, мы могли бы быть интересны, потому что … «;
- если вы получаете отрицательный ответ, ничто не мешает продолжить разговор с открытой формулировкой: «знаешь ли ты кого-то, кому наш проект может быть интересным».
Помимо Linkedin или Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), обязательно изучите Twitter (в США это едва ли не основной ресурс), Angelist и Signal NFX. Последнее — специальная социальная сеть для фандрейзинга, которая покажет глубину связи предпринимателей и инвесторов между собой в баллах, где 10 — прямая связь.