10 сенсационных научных открытий, которые оказались фальшивками
Любит наш брат журналист кормить доверчивых читателей жареными фактами. И только в этой статье все до единого слова — правда!
Сближение Земли и Солнца
В 1874 году газета Kansas City Times опубликовала статью об открытии астронома Джованни Донати. В ней анонсировалось изобретение инструмента для самого точного измерения расстояния от Земли до Солнца, при помощи которого ученый пришел к страшному выводу: с 1858 года расстояние между нашей планетой и Солнцем стало сокращаться! А в последние несколько лет скорость сокращения значительно увеличилась! Причина в прокладке телеграфного трансатлантического кабеля, который превратил нашу планету в гигантский магнит, и не более чем через десять лет, про прогнозам Донати, Земля станет непригодной для жизни из-за глобального потепления.
При этом, как с возмущением писал автор статьи, ни научное сообщество, ни мировые лидеры не прислушались к угрожающему открытию астронома. И тогда Донати, дескать, организовал морскую экспедицию, чтобы обрезать кабель. Миссия удалась, однако вскоре дьявольский провод был починен. От бессилия астроном заболел нервной горячкой и скоропостижно скончался, писал журналист.
Статью немедленно перепечатали крупнейшие американские газеты. Однако, поскольку единственным фактом, который удалось проверить, была смерть ученого, сенсация почти ни в одном издании не попала на первые полосы. (А мы нисколько и не сомневались. Даже если новость о конце света просочится в прессу, ее придется разыскивать где-то между новогодним рецептом оливье с анчоусами и объявлением о распродаже оконного профиля в Мытищах.)
Как водится, следующая зима выдалась невероятно холодной, и про глобальное потепление окончательно забыли. Впоследствии выяснилось, что это была обычная журналистская утка. Донати всю свою жизнь занимался тихим и безобидным изучением комет, а умер от холеры, а вовсе не от разочарования.
Луч смерти
На озере Пончартрейн в Новом Орлеане профессор Уингард устроил 8 июня 1876 года потрясающую демонстрацию нового морского оружия. Ученый муж объявил, что сконструировал излучатель, который передает некую разрушительную энергию на расстояние до пяти миль. Любое судно, находящееся в зоне поражения, будет немедленно уничтожено. По дальности действия и разрушительной силе излучатель превосходит любые доступные на тот момент орудия. Возможности «луча смерти» профессор Уингард обещал продемонстрировать в присутствии высокопоставленных лиц из городского совета, морского офицерства, а также любопытствующей публики.
Утром на озере собралась изрядная толпа. Профессор установил излучатель на небольшом баркасе, в полутора милях от огромной старой деревянной шхуны. Списанный корабль был целью. По сигналу Уингард выпустил «луч смерти». Очевидцы утверждали, что в воздухе что-то сверкнуло, однако ничего не произошло. Публика уже готовилась насладиться конфузом изобретателя, как вдруг грянул взрыв — и шхуна разлетелась на кусочки! Это было внушительно!
Следующие два года Уингард вел переговоры в высших военных и политических кругах, а также совершенствовал свой аппарат. Вторая демонстрация должна была произойти в Бостоне, после чего профессор планировал подписать солидный военный контракт.
Все начиналось замечательно, как на озере Пончартрейн. Однако за десять минут до сигнала в Бостонском заливе (на значительном расстоянии от шлюпки, где находился профессор Уингард, а также от корабля, который был целью) неожиданно прогремел мощный взрыв. В его эпицентре была небольшая гребная лодка, оба пассажира которой погибли. После этого инцидента профессор заявил, что эксперимент продолжать невозможно.
Как ты, конечно, догадался, вся история с «лучом смерти» была ловкой аферой, и на следующий день профессор Уингард признался, что никакого секретного оружия не существует. На озере Пончартрейн шхуну подорвали его помощники, подложившие под нее динамит незадолго до взрыва, а потом трагически погибшие в Бостонском заливе.
Дерево-людоед
Американская газета New York World 28 апреля 1874 года (замечательный был год на сенсации!) напечатала письмо ботаника Карла Лече. Этот бесстрашный исследователь описывал удивительные наблюдения, которые ему довелось сделать во время последней экспедиции на Мадагаскар. В ходе исследования региона Карл и его коллега, доктор Омелиус Фридловски, оказались в малоизученном и удаленном от основных маршрутов районе, где проживало дикое и кровожадное племя мкодос. Об этих дикарях ходила недобрая слава из-за их «гротескных и неприглядных оргий», связанных с растительным божеством Тепе. Однажды, прорубаясь с экспедицией через джунгли, ботаникам удалось наблюдать кровавый обряд.
Вот как его описывал доктор Лече: «Группа дикарей, неожиданно появившихся из зарослей, остановилась перед необычным деревом, похожим на гигантский ананас. Одну из женщин начали довольно грубо подталкивать к дереву с криками «Тсик! Тсик!», что означало «Пей!». Несчастная жертва забралась по стволу, зачерпнула и отпила какую-то жидкость из углубления на верхушке дерева. Немедленно ветви, похожие на щупальца, обвились вокруг нее и принялись раздирать на куски, запихивая в воронку на верхушке. Сок дерева, смешиваясь с кровью и внутренностями жертвы, потек по стволу, образуя лужицы на земле, из которых дикари жадно зачерпывали и пили этот омерзительный напиток». Затем последовала та самая «гротескная» оргия, от описания которой ботаник воздержался — видимо, потому, что она уже не относилась к его департаменту (эх, не было там антрополога!).