«Голиаф», строитель танкеров

Одна из самых больших промышленных машин на Земле

Популярная механикаHi-Tech

«Голиаф», строитель танкеров

Текст: Олег Макаров
Фото: Олег Кугаев

0:00 /
766.36

Да это целая улица! По ней и автомобиль смог бы проехать. Идешь по широкому променаду длиной 230 м и видишь с высоты тонущие в дымке сопки, город, расположившийся у их подножия, а с другой стороны – слегка покрытую льдом бухту и океан. Но здесь не место для прогулок и не смотровая площадка. Просто мы взобрались на хребет одной из самых больших промышленных машин на Земле.

Это гигантский козловой кран «Голиаф», который уже год работает на территории стапельного цеха судостроительного комплекса (ССК) «Звезда», что находится в городе Большой Камень Приморского края. До Владивостока по прямой 20 км, но петляющая между сопок дорога заставит намотать все 110. Здешнюю бухту советские кораблестроители начали осваивать сразу после войны, в 1946 году, и созданное тогда предприятие продолжает существовать и выполнять свои задачи. Но ССК «Звезда» – проект совсем новый. Это высокотехнологичный судостроительный кластер, который уже работает, но еще продолжает строиться. Ведь речь, по сути, идет о новой отрасли российской экономики.

Верхняя «палуба» крана «Голиаф» это целая улица, по которой мог бы проехать автомобиль. На заднем плане – основная тележка и дополнительный сервисный кран, используемый при обслуживании машины.

Флот для Арктики

Когда сравнивают промышленность СССР и нынешней России, выводы бывают обычно не в пользу последней. И действительно, советский индустриальный потенциал был в значительной степени утрачен. Однако если говорить о гражданском судостроении, то тут позиции СССР никогда и не были особенно сильны. В частности, наши верфи не выпускали крупнотоннажных наливных судов: первую скрипку в транспортировке углеводородов всегда играли трубопроводы, а за моря-океаны мы нефть в больших количествах не возили. Гигантские танкеры создавали французы, японцы, норвежцы со шведами, а сегодня тема почти монополизирована южнокорейскими судостроителями. Но кое-что в последние годы поменялось. Глобальное потепление открыло более благоприятные перспективы коммерческого использования Северного морского пути, добычи полезных ископаемых на арктическом шельфе. Ведется разработка крупного газового месторождения на Ямале, откуда сжиженный природный газ отправляется покупателям морским транспортом. И стало понятно: для эффективного экономического освоения Арктики стране нужен танкерный флот ледового класса, а также новые ледоколы и суда обеспечения. И все это должно быть построено в России. Решение о создании судостроительного кластера принято Правительством РФ, а осуществляет проект консорциум коммерческих организаций во главе с АО «Роснефть» – одним из главных потребителей продукции верфи.

Строительство современного крупнотоннажного судна – это великое множество операций по металлообработке. На выходе – тяжелые секции, собираемые воедино с помощью уникальных кранов. Блок корпусных производств. В этом цехе стандартные элементы металлического проката превращаются в детали будущих судов. Большая часть техники роботизирована.

Поскольку советского задела для строительства тяжелой морской техники не осталось – ни стапелей, ни оборудования для спуска на воду – все пришлось начинать с нуля. И оснащать новую верфь специальным, подчас уникальным оборудованием. Крупнотоннажные суда, те же танкеры и газовозы, строятся сегодня методом сборки из заранее смонтированных крупных блоков. Эта технология требует очень точного позиционирования друг относительно друга крупногабаритных сочленяемых элементов, и, главное, необходима техника, которая способна перемещать огромную массу металла с места на место. Вот для этого и потребовался кран «Голиаф». Эта передвигающаяся по рельсам на участке 500 м П-образная конструкция на двухстоечных опорах достаточно высока (110 м), чтобы под ее «мостом» поместился корпус большого судна. Максимальная грузоподъемность машины (1200 т) позволяет оперировать на стапеле очень крупными блоками. Для сравнения: ни одна другая российская верфь не располагает кранами грузоподъемностью свыше 500 т.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игры, в которые мы играем Игры, в которые мы играем

Прогнозируя будущее, мы оглядываемся на прошлое, и потому чаще всего ошибаемся

Популярная механика, июнь'19
Индия: Джанмаштами Индия: Джанмаштами

Представить себя богом хотя бы на один день может каждый человек

Вокруг света, август'19
Франц Шехтель. Великий Виньетист Франц Шехтель. Великий Виньетист

Франц Шехтель — один из наиболее ярких представителей стиля модерн в зодчестве

Караван историй, апрель'19
Ангел по имени Юля Ангел по имени Юля

В Москве простились с Юлией Началовой

StarHit, март'19
Где стоит есть блины всю масленичную неделю Где стоит есть блины всю масленичную неделю

Классика и гибриды в московских ресторанах

Vogue, март'19
Северный ход сузился на 40 миллиардов Северный ход сузился на 40 миллиардов

Аудит изменил стоимость строительства железной дороги на Ямале

РБК, март'19
Ядовитый паук против ядовитой змеи – кто победит? Ядовитый паук против ядовитой змеи – кто победит?

В Австралии обитает множество опаснейших представителей фауны

National Geographic, март'19
Где провести летний отпуск по-королевски Где провести летний отпуск по-королевски

Отель на озере Комо Villa D’Este

Vogue, март'19
Шикарные Шикарные

Swanky Tunes четыре года подряд входят в сотню лучших диджеев мира

Playboy, март'19
Ящерица пугает врага: видео Ящерица пугает врага: видео

Безобидная ящерица, имеющая крайне устрашающий вид

National Geographic, март'19
Прожектор Shortparis Прожектор Shortparis

Встреча в фуд-корте с главной авангардной группой поколения

Esquire, март'19
Первому игроку Первому игроку

Разбираемся, как воспитать киберспортсмена

Vogue, апрель'19
Гонконгу придется создать искусственный остров из-за критической нехватки земли Гонконгу придется создать искусственный остров из-за критической нехватки земли

Искусственный остров будет построен возле Лантау

National Geographic, март'19
«Я никогда не стремился быть богатым» «Я никогда не стремился быть богатым»

Алексей Мордашов вспоминает вместе с нами прошедшие пятнадцать лет

Forbes, апрель'19
9 продуктов, которые полезнее, чем кажутся 9 продуктов, которые полезнее, чем кажутся

Какие продукты незаслуженно занесены в черный список?

9 месяцев, март'19
Щетки стеклоочистителей: как они работают и какие лучше выбрать Щетки стеклоочистителей: как они работают и какие лучше выбрать

Чистое лобовое стекло и хорошая обзорность — залог твоей безопасности

Men’s Health, март'19
Доля деловых мероприятий за рубежом достигла 30% Доля деловых мероприятий за рубежом достигла 30%

Оживление рынка MICE

National Geographic, март'19
Поступай как знаешь Поступай как знаешь

Как помочь ребенку во время поступления в институт и не сойти с ума самим

Добрые советы, апрель'19
Повелители мусора Повелители мусора

Как устроен бизнес региональных операторов

РБК, март'19
Кто стоит за индо-пакистанской войной Кто стоит за индо-пакистанской войной

Вечных противников Индию и Пакистан могли стравить

Эксперт, март'19
Здесь и сейчас Здесь и сейчас

Что такое skip-care, зачем защищаться от смартфонов и почему эколюкс — будущее

Grazia, март'19
Между кенгуру и акулой Между кенгуру и акулой

В Западной Австралии есть всё, чем знаменит континент... и немного больше

Robb Report, март'19
Про детские как бы игры Про детские как бы игры

Лев Рубинштейн вспоминает, каким был досуг детей до изобретения компьютеров

GQ, апрель'19
Экзамен для самой себя Экзамен для самой себя

Ангелина Стречина возглавляет рейтинг перспективных актрис российского кино

OK!, март'19
Весталки Весталки

Кто такие сырихи? Чем отличаются они от фанов?

Story, апрель'19
Светлана Немоляева: У меня есть правило: я должна держать себя в форме Светлана Немоляева: У меня есть правило: я должна держать себя в форме

Интервью со Светланой Немоляевой

Лиза, март'19
15 важных вопросов о здоровье и питании 15 важных вопросов о здоровье и питании

Врач тибетской медицины Тимур Каримов отвечает на вопросы о здоровье

Yoga Journal, апрель'19
Удобно устроились Удобно устроились

«Вокруг света» тестирует Вену — самый комфортный город в мире

Вокруг света, апрель'19
Страх как система Страх как система

Как охранительство стало национальной идеей России

Огонёк, апрель'19
Остров женщин продаётся за миллион евро Остров женщин продаётся за миллион евро

Цена для частного острова более чем заманчивая – но есть несколько нюансов

National Geographic, март'19