Каркас будущего

Почему высокоскоростные магистрали — нечто большее, чем просто удобный транспорт

ЭкспертОбщество

Каркас будущего

Главный идеолог развития ВСМ в России, первый заместитель генерального директора ОАО РЖД Александр Мишарин объясняет, почему высокоскоростные магистрали — это нечто большее, чем просто удобный транспорт

Александр Ивантер

Первый заместитель генерального директора ОАО РЖД Александр Мишарин

За последние десять лет вряд ли кто-то в нашей стране сделал для запуска проектов ВСМ больше, чем Александр Мишарин. Для инженера-железнодорожника по первому образованию, прошедшего до карьеры чиновника и топ-менеджера все ступени трудовой лестницы, от электромеханика участка до начальника Свердловской железной дороги, ВСМ — это больше, чем красивая мечта. Это дело всей жизни.

В беседе с первым заместителем генерального директора ОАО РЖД мы не отклонялись от главного пути.

— Высокоскоростной железнодорожный транспорт в последние десятилетия занял свою нишу как востребованная и конкурентоспособная альтернатива в пассажирских коммуникациях в целом ряде развитых и развивающихся стран. Александр Сергеевич, почему в нашей стране, имеющей очевидные предпосылки для создания ВСМ (потребность в усилении связности крупнейших агломераций, значительные традиции и компетенции в области железнодорожного транспорта и железнодорожного машиностроения), проект развития ВСМ стартует так долго и мучительно?

— Во всех странах проекты ВСМ стартовали не сразу. Германии потребовалось более десяти лет, чтобы запустить первую высокоскоростную ветку, в Италии строительство блокировали как политики, так и манифестанты. В Японии, Китае и многих других странах, где сейчас успешно функционируют высокоскоростные железные дороги, проекты ВСМ тоже прошли непростой путь от идеи до реализации. В Великобритании и Соединенных Штатах споры идут по сей день. Долго запрягаем не только мы.

К настоящему времени завершено проектирование и получено положительное заключение Главгосэкспертизы на большинство участков ВСМ Москва — Казань. Были определенные дискуссии с Минфином, но на поставленные вопросы мы ответили. Пилотный 301-километровый участок казанской магистрали от подмосковной станции Железнодорожный до станции Гороховец Владимирской области полностью готов к реализации.

— Чего не хватает для начала стройки? Какой правительственный документ должен появиться, чтобы работа закипела не только на бумаге, но и на местности?

— Никаких дополнительных документов не требуется.

— Как будет организовано высокоскоростное движение до Нижнего Новгорода?

— От Москвы до станции Железнодорожный будут проложены дополнительные два пути на действующей инфраструктуре, по которым будут следовать поезда ВСМ, а также скоростные «Стрижи» и «Ласточки». Здесь поезда будут следовать в диапазоне скоростей от 160 до 200 километров в час. Далее, от Железнодорожного до Гороховца будет возведена специализированная выделенная линия, предусматривающая движение ВСМ-поездов со скоростями до 400 километров в час. И далее до Нижнего Новгорода поезда уходят на действующую инфраструктуру со скоростями до 200 километров в час. Из Москвы до Владимира вы получаете возможность добраться за один час, до Нижнего Новгорода — за два.

— Почему не было решено дотянуть выделенную линию до Нижнего Новгорода?

— Были приняты во внимание бюджетные ограничения. Взнос федерального бюджета в этот проект изначально был определен в размере 200 миллиардов рублей при общей смете 621 миллиард. Этих денег хватило на выделенный высокоскоростной участок только до Гороховца. Хочу подчеркнуть, что утвержденная модель проекта предполагает возврат капитальных затрат федерального бюджета на горизонте пяти–шести лет. А дальше государство получает только прибыль.

— В апреле президент страны поддержал инициативу РЖД и врио губернатора Санкт-Петербурга о начале проектирования ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Значит ли это, что «северный» маршрут признан более приоритетным?

— Было бы неверно противопоставлять друг другу проекты ВСМ Москва — Санкт-Петербург и Москва — Казань. Вопрос не в том, какой участок будет определен первым для реализации проекта высокоскоростного сообщения в России, а в том, как скоро мы приступим к их практической реализации в принципе. Каждый день ожидания усугубляет проблемы. Без преувеличения можно сказать, что сейчас мы должны выбрать путь развития всей железнодорожной отрасли России.

— В чем конкретно состоит стратегическая развилка?

— В 2018 году достигнут абсолютный рекорд объема железнодорожных перевозок: превышено пиковое значение советского периода 1988 года, грузооборот увеличен на два с половиной процента. Отправлено более 1,157 миллиарда пассажиров (+3,5% к 2017 году) — высший показатель за последние десять лет. С 2010 года транзитные перевозки контейнеров возросли в 3,4 раза, достигнув 553 тысяч ДЭФ. Доля железнодорожного транспорта (без учета трубопроводного) теперь составляет почти 88 процентов в грузообороте страны, что является максимальным показателем за пятнадцать лет.

Все эти результаты достигнуты на инфраструктуре, которая окончательно сформировалась в восьмидесятые годы прошлого столетия, ключевые параметры которой до настоящего времени остаются практически неизменными. Резервы наращивания пропускной способности сети в условиях организации грузового и пассажирского движения на одной инфраструктуре практически исчерпаны. Запуск на совмещенной инфраструктуре дополнительного скоростного состава требует снятия до четырех грузовых поездов, что не представляется возможным.

Дальнейший рост перевозок требует значительных объемов инвестиций — либо в строительство дополнительных линий сырьевого типа, при котором те же ограничения переносятся на более поздний срок, либо создание высокоскоростного опорного каркаса с высвобождением грузовых линий для пропуска перспективных объемов.

Куда бросим рельсы

— Какова стоимость проектирования и строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург? Как структурирован проект и какова его финансовая модель? Каковы потенциальные участники? Принято ли окончательное решение о трассировке магистрали, в частности, о прохождении магистрали через Новгород?

— Комплексная подготовка, или, как ее еще называют, «упаковка» проекта ВСМ Москва — Казань дает нам возможность оперативно выбирать оптимальные технические, инвестиционные и организационные правовые решения для других проектов ВСМ. Проектно-изыскательские работы по ВСМ Москва — Санкт-Петербург еще только предстоит сделать, а точные сроки реализации проекта будут определены по результатам разработки проектной документации. Пока рано говорить об участниках проекта, трассировка магистрали тоже окончательно не определена.

— В различных стратегических документах фигурирует, помимо двух упомянутых, еще целый ряд проектов ВСМ. Это Москва — Тула — Воронеж (с дальнейшим продлением до Ростова-на-Дону и Адлера), Екатеринбург — Челябинск, продление ВСМ Москва — Казань до Екатеринбурга. Каковы перспективы этих проектов? Насколько они интересны РЖД?

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Интриги Единого дня голосования Интриги Единого дня голосования

Ждать ли вторых туров на губернаторских выборах и отмены прямого голосования

Эксперт, сентябрь'19
Объявлена дата боя Нурмагомедова. И вот что известно о его сопернике Объявлена дата боя Нурмагомедова. И вот что известно о его сопернике

Пляши! Хабиб Нурмагомедов подписал новый контракт с UFC на несколько боев

Maxim, июнь'19
Эскроу-революция Эскроу-революция

Реформа рынка жилищного строительства буксует

Эксперт, август'19
Выйти из себя Выйти из себя

О настоящем, где каждый может выбрать себе идентичность по вкусу

Esquire, июнь'19
До Владимира — час, до Нижнего — два До Владимира — час, до Нижнего — два

Высокоскоростное движение в Нижний Новгород можно успеть запустить к 2024 году

Эксперт, июнь'19
Жирно не будет Жирно не будет

Уж если делать культ из еды, то со всей одержимостью

Вокруг света, июль'19
Крыма для чукчи Крыма для чукчи

Как устроена Россия, если смотреть с самой восточной ее точки

Русский репортер, сентябрь'19
Россия — Япония: перспективы креатива Россия — Япония: перспективы креатива

Чему Россия могла бы научиться у Японии для развития региональных экономик

Эксперт, июнь'19
Prima gli italiani: будущее Итальянской Республики и новое «правительство перемен» Prima gli italiani: будущее Итальянской Республики и новое «правительство перемен»

Будущее Итальянской Республики и новое «правительство перемен»

Эксперт, декабрь'18
«Это удар по россиянам»: как на митинге в Тбилиси отреагировали на новость о запрете полетов из России «Это удар по россиянам»: как на митинге в Тбилиси отреагировали на новость о запрете полетов из России

В центре Тбилиси в пятницу вечером прошла вторая за неделю акция протеста

Forbes, июнь'19
«Люди Икс: Темный Феникс» — последний фильм до покупки Fox компанией Disney, который задумывался эпичным, а вышел рассеянным «Люди Икс: Темный Феникс» — последний фильм до покупки Fox компанией Disney, который задумывался эпичным, а вышел рассеянным

О фильме «Люди Икс: Темный Феникс»

Esquire, июнь'19
В здоровом теле здоровое антитело! В здоровом теле здоровое антитело!

Почему в последние дни участились схватки «прививочников» и «антипрививочников»

Maxim, июль'19
Kia Sportage: Противоречивый Kia Sportage: Противоречивый

Четырех страниц мало, чтобы описать все особенности Sportage третьего поколения

АвтоМир, май'19
Последним сдался килограмм Последним сдался килограмм

В Париже завершилась длившаяся несколько десятилетий революция в метрологии

Наука и жизнь, март'19
Осмий: тяжёлый, дорогой и совсем не пчела Осмий: тяжёлый, дорогой и совсем не пчела

Элемент с самой высокой плотностью

Наука и жизнь, май'19
Бориску на царство? Бориску на царство?

Тереза Мэй уходит с поста премьер-министра Соединенного Королевства

Эксперт, июнь'19
Альтернатива айфону: 8 смартфонов с OC Android Альтернатива айфону: 8 смартфонов с OC Android

ОС Android сегодня стоит на почти 90% всех смартфонов

РБК, июнь'19
Привет, Андрей! Привет, Андрей!

Андрей Артемов дебютировал с осенней коллекцией Walk of Shame в Париже

Vogue, июль'19
В нужное русло В нужное русло

Лучшие занятия для отдыха у воды

National Geographic Traveler, июнь'19
Как сэкономить на обслуживании авто? 6 неожиданных лайфхаков Как сэкономить на обслуживании авто? 6 неожиданных лайфхаков

Эти советы пригодятся каждому автомобилисту

Playboy, июнь'19
Истребитель экстрасенсов Истребитель экстрасенсов

Любопытно заглянуть за кулисы к самым знаменитым волшебникам планеты

Maxim, июль'19
«Кто соблюдает стандарты, тот проигрывает» «Кто соблюдает стандарты, тот проигрывает»

Почему цены на лекарства растут вместе с числом аптек

Огонёк, июнь'19
Почему мы чувствуем усталость, когда ничего не делали? (6 причин + что с этим делать) Почему мы чувствуем усталость, когда ничего не делали? (6 причин + что с этим делать)

Если ты постоянно как выжатый лимон — это не нормально

Playboy, июнь'19
Фитнес на пляже Фитнес на пляже

На морском побережье обычные упражнения в разы эффективнее

Лиза, июнь'19
9 лучших фильмов про зомби апокалипсис (посмотри ночью и проверь, какой ты смелый) 9 лучших фильмов про зомби апокалипсис (посмотри ночью и проверь, какой ты смелый)

Тяжелый денек? Пора включить фильмы про зомби апокалипсис!

Playboy, июнь'19
Черчилль с ними Черчилль с ними

Возвращение российской делегации в ПАСЕ как симптом

Огонёк, июль'19
«Желание получить все здесь и сейчас»: Набиуллина, Силуанов, Кудрин и Орешкин о том, что нужно российской экономике «Желание получить все здесь и сейчас»: Набиуллина, Силуанов, Кудрин и Орешкин о том, что нужно российской экономике

На ПМЭФ обсудили стуктурные реформы, слабые институты и риски кредитного пузыря

Forbes, июнь'19
Архитектор маленьких домиков Архитектор маленьких домиков

От кого кинорежиссёр Константин Худяков получил в наследство «буржуйскую морду»?

Story, июль'19
Давайте жить дружно Давайте жить дружно

Рассказываем, как перестать быть конфликтным человеком

StarHit, июнь'19
Багратионы Багратионы

Грузинский род Багратионов считается одним из древнейших по меркам всей Европы

Дилетант, июль'19