До Владимира — час, до Нижнего — два

Высокоскоростное движение в Нижний Новгород можно успеть запустить к 2024 году

ЭкспертОбщество

До Владимира — час, до Нижнего — два

Проект РЖД по организации высокоскоростного сообщения между Москвой и Нижним Новгородом готов к реализации. Строительство магистрали позволит отработать технологические и финансово-экономические аспекты проекта для дальнейшего развития сети ВСМ

Сергей Кудияров

ВСМ до Нижнего Новгорода увеличит туристический потенциал города

В комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, утвержденный правительством осенью прошлого года, вошел один проект строительства железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) — линия Москва — Нижний Новгород.

Эта трасса протяженностью 408 км рассматривается как первый этап проекта строительства более протяженной линии ВСМ Москва — Казань (790 км) с перспективой дальнейшего продления до Екатеринбурга и стыковки с перспективной линией ВСМ Екатеринбург — Челябинск.

Строительство ВСМ Москва — Казань обсуждалось несколько лет. По первоначальным планам ее вообще предполагалось запустить к чемпионату мира по футболу 2018 года. Но согласования затянулись, строительные работы пока не начались. Тем не менее это единственный в России проект ВСМ, для пилотного участка которого уже утверждены технико-экономическая документация и финансовая модель. Если к строительству приступить немедленно, высокоскоростное движение до Нижнего Новгорода, считают эксперты, можно успеть запустить к 2024 году. Поэтому есть смысл рассмотреть этот проект подробнее.

Скоростной микс

ВСМ Москва — Нижний Новгород будет состоять из нескольких участков. Специальная выделенная линия, позволяющая следующим по ней высокоскоростным поездам развивать скорость до 400 км/ч (к слову, это будет прецедент для железных дорог с колеей 1520 мм), будет построена на 301-километровом отрезке от подмосковного Железнодорожного до станции Гороховец Владимирской области. На остальных участках РЖД модернизируют существующие пути, в результате чего скорость движения по ним тоже существенно увеличится — до 160 км/ч. В результате время в пути от Москвы до Владимира (199 км) составит чуть менее часа (56 минут), а до конечного пункта, Нижнего Новгорода, — два часа пять минут. Предельная интенсивность движения по трассе — 56 пар поездов в сутки.

Проект предусматривает создание на маршруте двух начально-конечных станций (Москва и Нижний Новгород), а кроме того, ряд станций промежуточных: Ногинск, Орехово-Зуево, Петушки, Владимир, Ковров, Гороховец, Дзержинск. В большинстве промежуточных станций планируется построить современные вокзальные комплексы.

Если в Москве и Нижнем Новгороде предполагается задействовать действующие вокзалы (Курский и Московский соответственно), то ряд промежуточных станций будет располагаться поодаль от «своих» городов. Например, станция Владимир расположится примерно в девяти километрах от города. Для остальных промежуточных станций ожидается удаление от городов на семь–десять километров.

Так принято прокладывать трассы ВСМ во всем мире. Этот опыт уже применялся и в Китае, и в европейских странах — транспортная доступность дает импульс к территориальному развитию. По трассе Москва — Казань для каждого из населенных пунктов предусмотрена своя программа развития — жилые кварталы, промышленные зоны, социальные и образовательные объекты. По мнению РЖД, вопросы гармонизации транспортной системы, доступности ВСМ для жителей в радиусе 50 — 70 км от остановочных пунктов должны быть проработаны региональными администрациями совместно с девелоперами проекта.

Экономика проекта

Совокупный объем финансирования строительства ВСМ Москва — Нижний Новгород составит 621,5 млрд рублей, из них собственно капитальные затраты — 529,8 млрд (остальное — затраты, не связанные непосредственно со стройкой, в частности, предусмотрены средства на обслуживание кредитов, которые будет привлекать концессионер). С учетом протяженности трассы выходит 1,52 млрд рублей на один километр пути, или чуть более 23 млн долларов по текущему курсу (в том числе удельный CAPEX — около 20 млн долларов), это очень неплохой показатель по мировым меркам. Например, в Китае капитальные затраты на сооружение линии Пекин — Шанхай составили примерно 27 млн долларов на километр пути, большинство европейских проектов в актуальных ценах стоят порядка 30 млн долларов за километр.

Порядка двух третей совокупных затрат должно прийтись непосредственно на строительство путей, в то время как вклад остальных компонентов, включая приобретение подвижного состава, по оценке разработчика проекта института Ленгипротранс, сравнительно невелик: 8% — на подвижной состав, 7% — на связь, по 6% — на инженерные сети и вокзалы, по 4% — на вспомогательные автодороги и депо.

В соответствии с Комплексным планом, государственная поддержка проекта в виде бюджетного гранта составит 200 млрд рублей. Еще 200 млрд — собственные средства РЖД, 138,7 млрд — собственные средства концессионера, 82,9 млрд — заемные средства концессионера.

В более раннем варианте проекта ВСМ Москва — Казань предполагалось, что 30% его стоимости покроет государственная субсидия, еще 31% — государственные же средства, правда, предоставляемые на возвратной основе, и 14% — кредиты под госгарантии. Таким образом, новая финансовая модель проекта в значительно большей степени полагается на частный капитал.

Но есть ли желающие участвовать в проекте?

«Частные инвесторы уже высказывали готовность участвовать в проектах ВСМ, — говорит вице-президент Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Павел Чистяков. — Крупный бизнес тоже готов вкладываться, представители РСПП заявляли об этом. Помимо этого есть банки, которые уже письменно подтверждали, что они готовы инвестировать деньги в проект. Более того, есть даже зарубежные страны, готовые стать инвесторами, что вообще является уникальным случаем в существующей политической обстановке. Подчеркну: ВСМ — чуть ли не единственный проект в транспортной инфраструктуре, куда вообще готовы вложиться инвесторы из зарубежных стран. Переговоры, в частности, проходили с немцами, китайцами, это политически выглядит очень выгодно».

Правда, пока дальше деклараций о намерениях дело не продвинулось.

На текущий момент финансовая модель проекта сбалансирована и выдерживает влияние расчетных стресс-тестов, таких как рост капитальных затрат на инфраструктуру до 10% и отклонение от прогнозного пассажиропотока в размере до 30%.

Президент России Владимир Путин в качестве условия предоставления бюджетного финансирования проектов ВСМ в России требовал достижения ими операционной эффективности, чтобы государству не пришлось субсидировать эксплуатацию линий. Для проекта ВСМ Москва — Нижний Новгород это условие выполняется. Операционная рентабельность перевозчика прогнозируется на уровне 4,1% в первые двадцать лет эксплуатации линии.

Должна «взлететь»

Эффект от ввода любой линии ВСМ складывается из нескольких составляющих. Во-первых, непосредственно доход от продажи билетов. Во-вторых, мультипликативные эффекты для строительства, машиностроения и других отраслей на этапе строительства. В-третьих, косвенные экономические эффекты, связанные с возникновением индуцированного магистралью дополнительного пассажиропотока и агломерационные эффекты.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неперспективный народ Неперспективный народ

За последние двенадцать лет бедность «помолодела»

Эксперт, июль'19
Спроси редактора Спроси редактора

Маркет-редактор отдела моды Валерия Жернакова отвечает на вопросы читательниц

Cosmopolitan, июль'19
Куда поехать учиться серфингу этим летом Куда поехать учиться серфингу этим летом

Неочевидные направления с мягкими волнами и самыми терпеливыми инструкторами

Vogue, июнь'19
Выйти из себя Выйти из себя

О настоящем, где каждый может выбрать себе идентичность по вкусу

Esquire, июнь'19
Джоан Осборн, Дайдо и еще 6 музыкантов, которых прославила одна песня Джоан Осборн, Дайдо и еще 6 музыкантов, которых прославила одна песня

Есть музыканты, главный хит которых мы узнаем с первых нот

РБК, июнь'19
Каркас будущего Каркас будущего

Почему высокоскоростные магистрали — нечто большее, чем просто удобный транспорт

Эксперт, июнь'19
Кухня Кухня

Мы собрали кухни со всего света и разделили их по типам планировки

AD, июль'19
Восходящие отношения Восходящие отношения

Что президенты Японии и России обсудят во время саммита G20 в Осаке

РБК, июнь'19
Новый чёрный Новый чёрный

Дизайнер Грег Натале вывел свойственный ему высокий стиль на новый уровень

Robb Report, июнь'19
Фаньцзиншань, Китай Фаньцзиншань, Китай

Фаньцзиншань – священная гора для китайских буддистов

Maxim, июль'19
9 научно доказанных способов произвести хорошее первое впечатление 9 научно доказанных способов произвести хорошее первое впечатление

У тебя появится много новых друзей! (А с ними и возможность занять больше денег)

Maxim, июнь'19
41 миллиард не долетел 41 миллиард не долетел

Эксперты «Петромаркета» подсчитали возможный объем поддержки авиаперевозчиков

РБК, июнь'19
Удары, растяжения, травмы, укусы: лечимся в домашних условиях Удары, растяжения, травмы, укусы: лечимся в домашних условиях

Рассказываем о первой помощи собственными силами при травмах

Men’s Health, июнь'19
Родимое пятно Родимое пятно

«СтарХит» разыскал наследников отечественных знаменитостей

StarHit, июнь'19
Я куплю тебе дом Я куплю тебе дом

Алла Пугачева и Максим Галкин заканчивают строительство особняка на Кипре

StarHit, июнь'19
Кабинет против кабинета Кабинет против кабинета

Три сценария развития политического кризиса в Молдавии

РБК, июнь'19
Многопроблемные моногорода Многопроблемные моногорода

Три вопроса о самых кризисных российских населенных пунктах

РБК, июнь'19
Голова в облаках Голова в облаках

Лучше гор могут быть только… небоскребы

Вокруг света, июль'19
Ключ к здоровью Ключ к здоровью

Какие суперфуды обязательно должны быть в рационе

StarHit, июнь'19
БАМ в документах и датах БАМ в документах и датах

Строительство БАМ — процесс, растянувшийся на несколько десятилетий

Дилетант, июль'19
Прыжок в технологии Прыжок в технологии

Владимир Путин в ходе ПМЭФ назвал основные факторы экономического рывка

Эксперт, июнь'19
Ядерный сомнамбулизм Ядерный сомнамбулизм

Мир не замечает, как плавно вкатывается в эпоху гонки ядерных вооружений

Эксперт, июнь'19
Солнечная крапивница Солнечная крапивница

Кому грозит солнечная аллергия и можно ли с ней справиться

Лиза, июнь'19
Бориску на царство? Бориску на царство?

Тереза Мэй уходит с поста премьер-министра Соединенного Королевства

Эксперт, июнь'19
Архитектура, поглощённая инженерами Архитектура, поглощённая инженерами

В высотке комфортно в любую жару без всяких кондиционеров

Наука и жизнь, июнь'19
Этим летом наряжайтесь как Элтон Джон, в пух и прах Этим летом наряжайтесь как Элтон Джон, в пух и прах

«Рокетмен» — отличный повод примерить вещи в духе сценических костюмов поп-идола

Vogue, июнь'19
Илья Найшуллер — о музыке, кино, экологии и о том, почему он — супер Илья Найшуллер — о музыке, кино, экологии и о том, почему он — супер

Режиссер «Хардкора» о своих амбициях, кино и жизни

РБК, июнь'19
Атомный кореец: чем хорош, а чем и не очень Kia Stinger Атомный кореец: чем хорош, а чем и не очень Kia Stinger

Тот самый случай, про который в Хогвартсе бы сказали: «Шалость удалась!»

Maxim, июнь'19
Истребитель экстрасенсов Истребитель экстрасенсов

Любопытно заглянуть за кулисы к самым знаменитым волшебникам планеты

Maxim, июль'19
Holme — новая модель John Lobb из коллекции non-welted Holme — новая модель John Lobb из коллекции non-welted

Holme отлично подойдет активным путешественникам, привыкшим отдыхать со вкусом

Men’s Health, июнь'19