Свободный от самого себя
Роман Шорин. Метафизика целого и части.
Б.м.: Издательские решения, 2023
В аннотации сказано: о базовых вопросах философии автор книги, философ и писатель Роман Шорин рассуждает «неакадемически, в жанре эссе». Значит, книга адресована широкому кругу читателей, – ее можно читать как философскую эссеистику.
Впрочем, сама возможность существования «профессиональных философов» (как и профессиональных поэтов) вызывает сомнения. У автора тоже. В стремлении к свободе от социальных ролей и клише, от существования-функции, он приходит к выводу: философия – не работа, она – вовлечение в целое, в бытийное, трансцендентное «по отношению к типичной деятельной активности». Следуя логике автора, то есть просто оценивая книгу, не превращая ее в «бытие-для-меня», сомнительное относительно целого, поделюсь своим впечатлением, самый ценный аспект которого – способность текста вовлечь в себя.
Да, автору удалось доказать мне, читателю, что «объединяющее весомей разделяющего». Любой «феномен оказывается частным случаем чего-то большего», и «мы отзываемся уже на это "большее", а не на его частные случаи». Автор слышит зов свободы не в разделении, а в слиянии. Даже любящий для него – «не столько тот, кто устремлен к другому, сколько тот, кто чистотой своего устремления соединил части в целое».
Тема «освобождения» как двери в цельность вообще для Шорина очень важна. И хотя противоположная любой зависимости свобода – условна, абсолютна лишь «выводимая из самое себя», линии текста постоянно пересекаются именно на территории свободы. Автор исследует эту тему по-своему, дополняя рассуждения примерами, что наделяет книгу индивидуальным почерком.
С другой стороны: если и дальше следовать логике автора, все различия с точки зрения оценщика-наблюдателя, в том числе положительные, – всего лишь фрагменты, то есть субъектность, познаваемая относительно объекта. Абсолютна только целостность, бытие, единое, бесконечное, органичное и бескрайнее, не подразумевающее остального, поскольку остальное (части), вовлеченные в целое, теряют субъектность.