Как работает проект «Учитель для России» и за счет чего живет

ForbesБизнес

«Жизнь ребенка в России предопределена»: как четыре женщины меняют школы в регионах

Степан Бальмонд

Задача фонда — обеспечивать равенство образовательных возможностей для детей по всей стране (Фото DR)

Образ строгого педагога, пугающего учеников экзаменами и родительским собранием, постепенно уходит в прошлое. Немало для этого сделала придуманная тремя предпринимательницами программа «Учитель для России», сотни выпускников которой уже преподают в региональных школах. Разбираемся, как работает этот проект и за счет чего живет.

Неравенство в регионах

Программа «Учитель для России» нацелена на решение проблемы образовательного неравенства. По мнению ее основательниц Алены Маркович, Елены Ярмановой и Анастасии Косниковой, школа — ключевой фактор формирования будущего ребенка: «Только школа может помочь ребенку преодолеть изначальные жизненные обстоятельства, дать мотивацию учиться на протяжении всей жизни, научить принимать решения, получать высшее или прикладное среднее образование, идти работать фермером, водителем или программистом».

В 2013 году Маркович, Ярманова и Косникова окончили факультет международных отношений СПбГУ и осознали, что возможность отучиться в школе 11 классов, поступить в вуз и получить образование за границей для России скорее исключение. «Четверть детей в нашей стране живет в крайне стесненных условиях, а сама Россия — один из лидеров по уровню пространственного неравенства: качество жизни в разных регионах сильно различается. Мы поняли, что жизнь ребенка в России сильно предопределена в том числе и тем, где он географически родился и насколько благополучна его семья. В школах, с которыми мы работаем сейчас, примерно 50% детей после девятого класса идут в 10-й, остальные продолжают свое обучение в колледже или идут работать», — поясняет Алена.

Идея фонда, который помогал бы обеспечивать равенство образовательных возможностей для детей по всей стране, оформилась после того, как основательницы узнали о существовании мировых программ, которые привлекают выпускников престижных вузов преподавать в школах для малообеспеченных семей. Позднее к запуску проекта подключились Ольга Фогельсон и Иван Смирнов, занимавшиеся на тот момент образовательными и социальными проектами в Санкт-Петербурге.

Запустить абсолютно аналогичный проект в России было невозможно — его функционал требовалось существенно адаптировать и пересобрать под реалии российской жизни. Низкий престиж профессии учителя, высокая нагрузка, небольшие зарплаты, дефицит сотрудников — это лишь некоторые из трудностей, характерных для российских регионов и знакомых соосновательницам по личному опыту обучения в школах в 1990-х и 2000-х, рассказывает Фогельсон. «Нам было важно проверить, изменилось ли что-то с тех пор, как мы сами окончили школы. Может быть, там теперь очередь из учителей и такая программа не нужна, — рассказывает она. — Но мы быстро убедились, что изменение отношения к роли учителя отличается от региона к региону». В Москве, по ее словам, уровень учительской зарплаты действительно вырос, а директора в школах могут выбирать сотрудников из большого потока кандидатов. Другая ситуация в регионах, где наблюдается дефицит кадров.

Чтобы популяризировать свой предмет, учителя в Тамбовской области придумали проект «Физика — школам» (Фото DR)

«Мы поняли, что для решения проблемы надо создать прецедент — организовать программу, привлекающую в школы сильных профессионалов с хорошим высшим образованием, с открытыми перспективами на рынке труда, которые могут выбирать — работать ли им в бизнесе или становиться школьным педагогом. Нам хотелось сделать так, чтобы они выбирали быть с детьми, быть учителями», — заключает Фогельсон.

Первые полгода работы над проектом были посвящены «встрече с реальностью». «Мы общались со школами в регионах и поняли, что их реальность сильно различается: зарплатами, трудностями в привлечении учителей, социальным контекстом, который их окружает и появляется вместе с детьми в школах», — говорит Маркович. После шести месяцев основательницы проекта решили сфокусироваться на школах в малых городах и селах, а также на городских школах со сложным «социальным паспортом» — обилием детей из малообеспеченных и неполных семей.

Поиск партнеров

Убедившись, что проект нужен, команда перешла к поиску партнеров. Прежде чем начать поиск и обучение будущих преподавателей, нужно было убедиться, что школы готовы работать с педагогами, творчески подходящими к подаче предмета. «Мы решили принимать в программу [подготовки учителей] и тех, у кого есть педагогическое высшее образование, и тех, у кого его нет, но есть другое высшее, а также компетенции и широкий кругозор. Нам надо было найти школы, которые были бы готовы принять их на работу», — рассказывает Маркович. Основательницы спрашивали школьных директоров, как они отнесутся к тому, что учителя будут иначе ставить парты, решат провести урок на улице или изучить на уроке литературы произведение не из программы. «Директорам также требовалось дать педагогам день на методическую работу — неслыханная роскошь для учителей — и отпускать раз в месяц на учебу. Не все школы были на это согласны, но мы нашли тех, кто согласился», — делится Маркович.

Помощь была необходима не только со стороны школ, но и от местных властей. На этапе пилота поддержку «Учителю для России» дали два региона — Московская и Воронежская области.

«Для подготовки наших учителей мы искали сильного партнера — смелого, знающего передовые технологии, с большим ресурсом и авторитетом. И нашли Институт образования Высшей школы экономики. При его содействии была разработана новая для России программа по модели педагогической интернатуры, которая позволяет готовить к работе в школах выпускников вузов разных направлений», — говорит Маркович.

Программа не смогла бы существовать и без финансовой помощи. «Мы показали программу топ-менеджменту Сбербанка. Она заинтересовала представителей банка и вскоре попала на стол к Герману Грефу — он поддержал идею и согласовал финансирование на запуск», — рассказывает Алена. В 2015 году фонд стартовал при почти 100%-ном финансировании со стороны банка, средства были получены от благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», их объем не разглашают. Еще одним партнером стал фонд поддержки образования «Дар» (основатель — частный инвестор Никита Мишин), который выделил проекту 500 000 рублей. Кроме того, были использованы личные средства основательниц. Полученные средства позволили расширить и укрепить команду: к проекту присоединился Федор Шеберстов, который выполнял роль CEO программы в первые, решающие для запуска шесть месяцев.

Позже Шеберстов стал первым председателем совета фонда «Новый учитель». Этот фонд был создан Аленой Маркович и Еленой Ярмановой в том же, 2015 году специально для реализации программы «Учитель для России» (сейчас в рамках фонда реализуются также и другие образовательные программы).

Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка. Выпускной программы «Учитель для России». 2017 год (Фото DR)

 

Научить учителя

В том же году, подготовив все условия для работы программы, создатели начали поиск и отбор потенциальных учителей. «Нам надо было найти людей, которые решатся серьезно изменить свою жизнь и карьеру, переехать из большого города, чтобы преподавать в региональных школах. Одновременно мы занимались разработкой программы первого летнего института — интенсивного курса подготовки перед выходом в школу», — комментирует Маркович.

Для поиска будущих учителей фонд «Новый учитель» создал команду рекрутинга и отбора. Сейчас в ней работают 11 человек, деньги на зарплату которым выделяют партнеры фонда. «Общаясь с рекрутинговыми агентствами, мы быстро поняли, что поиск сотрудника и привлечение участника программы — два совсем разных процесса. Мы не просто предлагаем людям работу, мы даем возможность реализовать себя в социально важной программе, стать частью сообщества, которое решает проблему образовательного неравенства и работает с детьми», — говорит Маркович.

Поиск будущих учителей происходит в университетах, социальных проектах, волонтерских организациях. Соцсети и спецпроекты в медиа тоже помогают найти кандидатов. Интерес к первому набору программы превзошел ожидания: из «шквала заявок» была отобрана первая группа 40 человек. «Среди будущих учителей были, например, Марина Штойк, работавшая в международном консалтинге, и Ярослав Михалев, который продал гараж, чтобы прилететь к нам из Томска. У нас было ощущение, будто мы очень точно попали в точку, волнующую многих», — делится Алена.

Сейчас лучше всего, по словам Маркович, помогает сарафанное радио — когда те, кто уже пришел в программу, делятся опытом и приводят друзей и знакомых. «Нам важно, чтобы будущий учитель верил в потенциал и способность ребенка развиваться, был готов работать с детьми в партнерской позиции и в позиции безопасного ответственного взрослого. Обучаемость, осознанность, проактивность, способность выстраивать отношения и справляться со стрессом — лишь малая часть компетенций, на которые мы обращаем внимание у кандидатов», — рассказывает Алена.

Летний институт. 2017 год (Фото DR)

Обучение педагогов проходит в два этапа. Сначала в Летнем институте будущие учителя знакомятся с контекстом школ, в которых им предстоит работать, с самой профессией, ведут уроки в городском лагере «Территория лета», где набираются опыта в общении с детьми. Затем осенью кандидаты переходят на очно-заочную форму обучения, к которой добавляется практика — работа в школах в качестве учителя. «Каждый месяц мы встречаемся либо региональной группой, либо всем набором, чтобы пообщаться, поделиться опытом, придумать совместные проекты. Ежемесячно методист дает обратную связь по просмотренной видеозаписи урока с участием нового учителя. Также регулярно школы посещает куратор, который наблюдает за работой педагога и дает ему обратную связь», — объясняет Фогельсон.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Думай сам: когда человечество создаст сильный ИИ и как это отразится на обществе Думай сам: когда человечество создаст сильный ИИ и как это отразится на обществе

Смогут ли системы функционировать без прямого вмешательства человека?

Forbes
Состав косметики: на что обращать внимание при выборе Состав косметики: на что обращать внимание при выборе

Каждый потребитель косметических средств хотя бы раз ошибался при выборе

РБК
На связи с рынком: чем интересно размещение на бирже акций МТС Банка На связи с рынком: чем интересно размещение на бирже акций МТС Банка

Что в бизнес-модели МТС Банка несет риски и преимущества для инвесторов

Forbes
Лучшие фильмы 2020-2021, которые ты мог пропустить Лучшие фильмы 2020-2021, которые ты мог пропустить

Человечество перешло на домашнее, карантинное потребление кино

Maxim
Стесняюсь спросить: почему женщины прибегают к интимной пластике Стесняюсь спросить: почему женщины прибегают к интимной пластике

Узнали у эксперта все, о чем вы боялись спросить об интимной пластике

Правила жизни
Пластика, деньги или талант? Что помогло Белле Хадид стать суперзвездой к 25-ти Пластика, деньги или талант? Что помогло Белле Хадид стать суперзвездой к 25-ти

Как Белла Хадид превратилась в супермодель-трендсеттера с мировым именем

Cosmopolitan
«Что? Где? Куда?»: вместе с Госавтоинспекцией отвечаем на популярные вопросы о безопасности дорожного движения «Что? Где? Куда?»: вместе с Госавтоинспекцией отвечаем на популярные вопросы о безопасности дорожного движения

Чем больше водитель знает о безопасности, тем лучше для него

GQ
Эдвард Радзинский. Прощальная гастроль клуба «418» Эдвард Радзинский. Прощальная гастроль клуба «418»

Эдвард Радзинский остается блистательным рассказчиком

СНОБ
Евгений Федоров Евгений Федоров

Tequilajazzz наконец-то выпускает новый альбом «Камни» — впервые за 12 лет

Собака.ru
Слишком поздно: адвокат по разводам рассказал о признаках скорого разрыва Слишком поздно: адвокат по разводам рассказал о признаках скорого разрыва

Какие красные флажки предшествуют разрыву

Cosmopolitan
«Волшебный пинок». Что такое мотивация и почему найти ее можем только мы сами «Волшебный пинок». Что такое мотивация и почему найти ее можем только мы сами

Что такое мотивация? Это внутренняя причина делать что-то

Inc.
«Терпят измены, лишь бы не работать»: экс-муж Полины Гагариной осудил содержанок «Терпят измены, лишь бы не работать»: экс-муж Полины Гагариной осудил содержанок

Дмитрий Исхаков высказался о взаимоотношениях женщин и мужчин

Cosmopolitan
Как узнать, в чем мы талантливы Как узнать, в чем мы талантливы

Как разглядеть в себе потенциальные таланты и дать им волю?

Psychologies
Автомобили на дровах: как технологии СССР помогут пережить апокалипсис на колесах Автомобили на дровах: как технологии СССР помогут пережить апокалипсис на колесах

Каждый, кто слышит про машины на дровах, первым делом восклицает: «Бред!»

Maxim
Электрическое поле помогло исследовать высоколежащие ридберговские состояния атомов Электрическое поле помогло исследовать высоколежащие ридберговские состояния атомов

Китайские физики смогли измерить то, как распределяются главные квантовые числа

N+1
На чем свет стоит На чем свет стоит

Мы вспомнили главное, что определяло картину жизни нулевых

Tatler
Двери открыты Двери открыты

Анастасия Красовская — о съемках «Герды» и моделинге

OK!
Гора защитила превращение фтора в кислород от космической радиации Гора защитила превращение фтора в кислород от космической радиации

Перенос лаборатории под землю помог увеличить точность эксперимента

N+1
Как поставить пароль на файлы, папки, диски: 3 проверенных способа Как поставить пароль на файлы, папки, диски: 3 проверенных способа

Можно запретить другим людям доступ к отдельным файлам, папкам или даже диску

CHIP
Чертова Золушка. Чем плохи сказки, на которых мы выросли Чертова Золушка. Чем плохи сказки, на которых мы выросли

Послушание, терпение, награда — классическая схема большинства сказок

СНОБ
Инструмент шантажа: зачем обвиняемых по экономическим делам отправляют в СИЗО Инструмент шантажа: зачем обвиняемых по экономическим делам отправляют в СИЗО

Обвиняемых отправляют под стражу, чтобы получить признание вины

Forbes
Смотреть не дыша: триллеры, которые хорошенько пощекочут тебе нервы Смотреть не дыша: триллеры, которые хорошенько пощекочут тебе нервы

От этих фильмов действительно становится не по себе

Cosmopolitan
Почему не стоит делать пластику в другой стране — пугающие истории из Сети Почему не стоит делать пластику в другой стране — пугающие истории из Сети

Медицинский туризм — явление очень распространенное. И безумно опасное

Cosmopolitan
Всё плохо и ничего не болит: 5 признаков проблем с печенью Всё плохо и ничего не болит: 5 признаков проблем с печенью

Признаки, которые указывают на заболевания печени

Cosmopolitan
После стоматолога лучше не садиться за руль. Могут лишить прав После стоматолога лучше не садиться за руль. Могут лишить прав

Как анестезия влияет на реакцию у водителей

РБК
Полторы минуты славы Полторы минуты славы

Продюсер звезд российского TikTok рассуждает о будущем молодых инфлюенсеров

Esquire
Из бухгалтера в визажиста: как я изменила свою судьбу Из бухгалтера в визажиста: как я изменила свою судьбу

Как часто, идя на поводу у страхов, мы занимаемся нелюбимыми делами

Psychologies
От «мира любой ценой» до мировой войны От «мира любой ценой» до мировой войны

Мюнхенский договор 1938 года оказался безуспешной попыткой предотвратить войну

Дилетант
«Благодаря аварии я нашла свое новое призвание» «Благодаря аварии я нашла свое новое призвание»

Внезапное несчастье развернуло судьбу Нины Никифоровой

Psychologies
Большие данные в логистике: зачем нужны и как применяются Большие данные в логистике: зачем нужны и как применяются

Как анализ BIG DATA помогает участникам всех этапов цепи поставок?

Популярная механика
Открыть в приложении