Жесткая позиция. Почему ЦБ был прав, повысив ставку
Последнее заседание ЦБ показало, что регулятор независим и готов адекватно реагировать на положение вещей вне зависимости от желаний правительства
Четыре года назад Эльвира Набиуллина объявила о начале политики по таргетированию инфляции и отпустила рубль в свободное плавание. В те времена большинство экспертов скептически относились к перспективам достижения инфляцией уровня 4%. Но последовательная политика и грамотные действия сделали «сказку былью».
Во все кризисные моменты Набиуллина заряжала рынки уверенностью в том, что план ЦБ будет осуществлен, несмотря на внешние шоки и временные эффекты. Но в последний месяц инвесторам явно не хватало «дирижера». О том, что нужно делать монетарным властям, не высказался только ленивый. Рынок гадал. Перед прошедшим заседанием ЦБ давались разнонаправленные сигналы с денежного рынка и со стороны аналитиков. Ставки денежного рынка соответствовали повышению ключевой ставки сразу на 50 б.п. Кривая процентных ставок при этом стала значительно более крутой (подскочили доходности на среднем и дальнем участке ОФЗ), что фактически говорило об ожиданиях роста инфляционных рисков на долгосрочном горизонте.
В то же время опрошенные агентством Bloomberg аналитики инвестбанков в подавляющем большинстве высказались за то, что регулятор оставит ставку неизменной (23 против 1). Как кажется, таким несоответствием рынок как бы заявлял, что «да, инфляционные риски выросли и монетарная политика фактически стала более жесткой, но ЦБ не решится отразить это на бумаге, расписавшись в том, что дешевых денег придется еще подождать».
Однако, ЦБ решился.
Назад в 2014?
Целью монетарной политики ЦБ является достижение стабильности и предсказуемости параметров денежно-кредитной системы для обеспечения устойчивого развития экономики страны. В рамках этой цели ЦБ и избрал приоритетной задачей таргетирование инфляции на уровне 4%.
Сейчас регулятору нужно справиться с текущим кризисом, который выглядит самым мощным с декабря 2014 года. Видимые проявления весьма похожи: бегство капитала, девальвация рубля, распродажа ОФЗ. Четыре года назад, чтобы решить проблемы, ЦБ резко поднял ставку, наполнил рынки долларовой ликвидностью через валютное РЕПО и поддержал банковский сектор.
Но первопричины этих кризисов весьма различны, поэтому старые рецепты могут и не помочь. В 2014 году нефть упала до многолетних минимумов, государственный бюджет с раздутыми расходными статьями стал жестко дефицитным. Экономика впервые столкнулась с санкциями, механизмов приспособления к новой реальности еще не существовало, рост ВВП ушел на отрицательную территорию, а доходы населения обвалились. Структурные проблемы требовали структурных решений, отсюда и резкое ужесточение ДКП с последующим сжатием рублевой ликвидности, которые были необходимы, чтобы обуздать инфляцию.