Почему отличники начинают, а троечники выигрывают
Одни с детства учатся на пятёрки, но ничего не достигают. Другие учатся кое-как, а вырастают лидерами. Почему блестящий старт далеко не всегда приводит к социальному успеху во взрослой жизни?
Заложники социальных ожиданий
Стремление всё в жизни делать на отлично культивируется буквально с первого класса. Растёт способный мальчик или умненькая девочка, и все близкие радуются его отличным оценкам, поддерживают желание ребёнка учиться как можно лучше, быть первым учеником, первой ученицей. Если этот ласковый «родительско-учительский террор» не уравновешивается противоположными соблазнами со стороны бесшабашных сверстников, то к моменту наступления отрочества наша отличница или наш отличник уже не могут учиться иначе как только на пятёрки. Он или она ощущает побуждение учиться наилучшим образом, только на отлично и никак иначе, уже как своё собственное. Ожидания и стимулы со стороны учителей и родителей превращаются в личные желания. Отличник осваивает навыки качественно и без особых усилий выполнять домашние задания, нарабатывает умения быстро схватывать суть нового материала прямо на уроке. Отличник демонстрирует высочайшую успеваемость по всем предметам. Когда случается оказаться неподготовленным, что бывает край не редко, отличник честно сообщает об этом учителю. Ведь надо быть честным. Это социально одобряемое свойство человека. И честная двойка скоро исправляется на честную пятёрку. Выйти к доске неподготовленным, списывать, ждать от кого-то подсказки, искать способ выкрутиться любым путём из тупиковой ситуации на экзамене, когда вообще нет представления о том, как правильно ответить, – всё это удел не отличника, а троечника.
Отличник ставит перед собой задачу подготовиться к ответу у доски, к экзамену, контрольной так, чтобы не было неприятных сюрпризов, чтобы досконально знать всё по теме. А если подготовиться не удалось, то и зачем браться за то, в чём не всё разъяснено, не всё предусмотрено, не всё подготовлено. Он хочет всё делать наилучшим образом – или уж вообще не делать.
Троечник живёт совсем иначе. Он постоянно выкручивается. Ему приходится решать задачи, отвечать на экзаменах, далеко не во всём разобравшись, не зная наверняка, как правильно. Иными словами, троечник получает в школе жизненный опыт действовать в условиях неясности, неопределённости, в ситуации нависающей угрозы провала, проигрыша, неудачи. И опыт переживания, эмоционального восстановления после неудачи, позора, провала у троечника огромный.
Такого опыта у отличника нет. Отличник убеждён, что знает, как и зачем надо жить, учиться и работать. А троечник ещё только ищет ответы на эти вопросы. Конечно, и отличник ищет свой путь в жизни, сомневается в чём-то, примеривается к тем или иным профессиональным траекториям. Однако внутренней свободы, подлинной независимости от оценок социума у отличника, как правило, меньше, чем у троечника. А лидер не нуждается во внешних оценках. Он сам готов ставить оценки другим. Зависимый от оценок отличник в большей степени ведомый, а не ведущий, поскольку подлинная власть одного человека или группы людей над другими предполагает, что эти другие нуждаются в оценках тех, у кого власть. Каждый из нас легко управляем теми, в чьих оценках мы нуждаемся.