Закриптованный: как молодой миллиардер Сэм Бэнкман-Фрид разорил биржу FTX
В середине ноября инвесторы забили тревогу: выяснилось, что глава третьей по величине криптобиржи FTX 30-летний миллиардер Сэм Бэнкман-Фрид инициировал старую как мир финансовую манипуляцию — пирамиду. Чуть ли не самый могущественный криптомагнат тратил деньги клиентов как ему заблагорассудится, биржа рухнула, и ничего не подозревавшим вкладчикам пришлось распрощаться со своими средствами. И пусть это не первая турбулентность на рынке криптовалюты, эксперты прогнозируют длинную цепочку банкротств — мол, Бэнкман-Фрид в одиночку подорвал доверие ко всем биржам. Рассказываем его историю.
Путь предпринимателя и криптоэнтузиаста Сэма Бэнкмана-Фрида от первого миллиарда до краха занял всего два года. Он создал криптобиржу FTX — третью по размерам активов в мире, конкурента Binance. Еще в прошлом году его фотографии появлялись на обложках журналов Forbes и Fortune, его называли одним из самых успешных молодых предпринимателей. В ноябре FTX признала себя банкротом, и теперь инвесторы и журналисты пытаются разобраться, что в его бизнесе было не так.
Несмотря на сравнительную открытость компании, инвесторы и клиенты поздно заподозрили подвох. Но как только появилась информация о неплатежеспособности FTX, они вывели с биржи миллиарды долларов. Отток обрушил стоимость токенов биржи FTT и привел к банкротству.
Кто такой Бэнкман-Фрид, как он заставил опытных инвесторов поверить в свой проект и почему он в конце концов рухнул?
«Я был уверен, что это пузырь»
Бэнкман-Фрид родился в кампусе Стэнфордского университета, что словно предопределило его тягу к созданию инновационных технологий. Родители будущего криптостартапера были профессорами главной кузницы инноваторов и IT-предпринимателей. Сам же он учился в не менее известном Массачусетском технологическом университе.
Его университетский друг Адам Едидия в 2021 году вспоминал, что Бэнкман-Фрид в 2017 году пригласил его присоединиться к созданию компании, которая будет специализироваться на покупке и продаже криптовалют. Едидия тогда отказался и даже попытался отговорить Бэнкмана-Фрида от этой идеи, а впоследствии очень жалел об этом.
«Я подумал, что эта криптовалюта кажется довольно мошеннической», — вспоминал он. «Я был уверен, что это пузырь. <...> Я надеюсь, что никогда не ошибусь так же, как в том разговоре», — говорил Адам Едидия.
Через четыре года после этого разговора Бэнкман-Фрид был уже миллиардером. Forbes оценивал его состояние в $18 млрд. Еще через год его криптобиржа потерпит крах. Интересно, что бы Едидия сказал сейчас?
Дьявол в одежде ботаника
История успеха Бэнкмана-Фрида сейчас кажется слишком соблазнительной, чтобы быть правдой, и тем не менее до краха в нее поверили все: инвесторы, политики, чиновники и даже журналисты. Всего за три года стоимость FTX с нуля поднялась до $32 млрд. Своей энергией, приятельским отношением, открытостью предприниматель завоевал любовь инвесторов и заставил слепо верить своим обещаниям.
«Сэм Бэнкман-Фрид был дьяволом в одежде ботаника», — описал в разговоре с Forbes предпринимателя один из директоров BlockFi.
За пять лет до триумфа и краха Бэнкман-Фрид работал в благотворительной организации. Она продвигала идею «эффективного альтруизма» — использование научного подхода, чтобы принести максимальную пользу большому количеству людей по всему миру. Впоследствии Бэнкман-Фрид сделает эту философию частью своего имиджа. Он будет называть себя Робин Гудом, побеждающим богатых в их же игре, чтобы выиграть деньги для неудачников капитализма.
Свою трейдерскую карьеру Бэнкман-Фрид начинал в компании Jane Street Capital. Он занимался продажей акций, деривативов и криптовалютных ETF. Торговлей криптовалютой он увлекся в 2017 году. Вскоре он бросил работу и загорелся идеей создать свою торговую площадку.
В 2017 году, не послушав предостережения Адама Едидии, Бэнкман-Фрид вместе с другим университетским товарищем программистом Гэри Вангом основал крипто-хедж-фонд Alameda Research. Поначалу там работало 15 человек. Фонд зарабатывал на скачках курсов. Он приносил прибыль, но Бэнкману-Фриду этого было мало. Инвесторы не торопились вкладываться в криптокомпанию двадцатипятилетних трейдеров. Тогда Бэнкман-Фрид с партнерами решили привлекать кредиты вместо инвестиций и растить Alameda за их счет.