Законы изменения офисных пространств
Бизнес вынес серьёзные уроки из 2020 года. Выяснилось, что компании могут трансформироваться и перестраивать процессы работы гораздо быстрее, чем сами считали. А, например, удалённая работа, к которой многие работодатели по всему миру относились с предубеждением, может быть такой же продуктивной, как офисная.
По данным исследования Ernst & Young и Microsoft, почти 60% сотрудников в России выразили желание остаться в этом режиме даже после того, как пандемия закончится. Сами работодатели тоже оценили преимущества удалёнки: во-первых, производительность осталась на прежнем уровне или даже выросла, во-вторых — она позволила сократить офисные издержки. Те же, кто по объективным причинам не смог полностью перенести производственные процессы на «удалёнку», привыкли к гибридному режиму, научившись эффективно совмещать с работой из дома. И теперь эксперты полагают, что в ближайшие годы именно этот формат работы станет ведущим на рынке труда.
- 39% российских компаний совсем не использовали формат удалённой работы до пандемии.
- 100% компаний перевели сотрудников на удалёнку с введением режима самоизоляции.
- 80% предприятий планируют оставить сотрудников на удалённой работе полностью или частично.
- 20% компаний ожидают, что больше половины сотрудников продолжат работать удалённо.
- 23% компаний испытывали значительные трудности при переводе сотрудников на удалённую работу.
Представление о рабочем месте кардинально изменится
По данным EY, большинство компаний хотели бы перейти на гибридный тип работы: 3 — 4 дня в неделю сотрудник ходит в офис, а в остальное время может работать из дома. Логично, что первыми к такому режиму приспособились IT-компании, — ещё до 2020 года они разрешали разработчикам самостоятельно выбирать, откуда им удобнее работать. А в новых обстоятельствах переводят на полную удалёнку уже абсолютно все подразделения, включая отделы безопасности, логистики и сопровождения клиентов.
В 2020 году эту практику переняли даже классические «офисные» предприятия. Бухгалтерия, HR, юридический отдел, маркетинг, PR, дизайн, закупки и продажи — от 30% до 60% российских компаний из разных секторов экономики готовы и в дальнейшем оставить сотрудников этих отделов на удалёнке, согласно опросу EY и Microsoft. Или перевести на гибридный режим работы. Например, бухгалтерам и финансистам предлагают ходить в офис 2 дня в неделю, HR-специалистам — 1—2 дня.
Очевидно, что понятие офиса теперь трансформируется. Настоящим офисом будет не физическое пространство, куда сотрудники приходят время от времени, а виртуальное. Речь о коммуникационном хабе, способном объединить все рабочие процессы — онлайн и офлайн — в единой платформе. Корпоративные платформы должны быть применимы для большого количества участников, а значит, работать эффективно даже при больших нагрузках. Важно, чтобы в «виртуальном офисе» было удобно интегрировать разные процессы: от креативных совещаний и корпоративного обучения до стратегического планирования и IТ-поддержки.