Как современное искусство заставляет смотреть на сексуальное насилие

Weekend18+

Точка подозрения

Как современное искусство заставляет смотреть на сексуальное насилие

Анна Толстова

Courtesy Fondazione Prada / Photo credit Delfino Sisto Legnani Studio

Современное искусство, предъявляя зрителю образы сексуального насилия, ставит его перед моральной дилеммой: «смотреть — не смотреть», «участвовать — не участвовать», чтобы оставить с чувством легкой неловкости — при любом выборе.

Подозрения в порнографии давно преследуют искусство, и порой не без основания, ведь обнаженная натура — его lingua franca. В Музее Леопольда недавно прошла выставка, посвященная венскому фотографу Отто Шмидту, наладившему фотоиздательский бизнес глобального размаха — его продукция пользовалась спросом повсеместно, от Китая до обеих Америк. Что же принесло Шмидту такой успех? Нет, не венские типы, не альпийские пейзажи, не замки Австро-Венгрии, а порнография. Ее, разумеется, продавали под видом «сюжетов для художников» — но художники, которым не хватало денег на натурщицу, и правда пользовались такими изданиями не только по прямому назначению. Впрочем, мы вряд ли сможем однозначно сказать, что такое эти манерные шмидтовские ню — порнография, искусство или же «порно», замаскированное под «арт». Споря с одним британским философом, утверждавшим, будто произведение, вызывающее у зрителя эротический интерес, это «ложное искусство и дурные нравы», знаменитый английский историк искусства Кеннет Кларк писал в книге «Обнаженная натура»: «Ни одно изображение обнаженной натуры, даже самое абстрактное, не может не вызвать у зрителя отголосок эротического чувства, пусть это будет его легчайшая тень, а если оно не вызывает этого чувства — вот тогда это ложное искусство и дурные нравы». Однако возможна ли столь легкая реабилитация зрителя в случае изображений сексуального насилия (когда сексуальное понимается предельно широко — в диапазоне от страха изнасилования до комплекса кастрации)? Всегда ли можно оправдать вуайеристский интерес, ссылаясь на теорию психоанализа и практику сюрреализма? Всегда ли можно провести границу между эксплуатацией и критикой? Всегда ли работает алиби гуманистической интенции, коль скоро оно не смогло защитить и Гойю с «Бедствиями войны»?

Эдвард Кинхольц

«Five Car Stud», 1969–1972

Courtesy Fondazione Prada / Photo credit Delfino Sisto Legnani Studio

Впервые инсталляция (или, как это называл сам художник, tableau) Эдварда Кинхольца была выставлена в 1972 году в Касселе — на легендарной пятой documenta Харальда Зеемана, а затем пропала из поля зрения публики: ее купил некий японский коллекционер и она сорок лет пролежала на складе в Японии. Работа, ранее известная по фотографиям и теперь считающаяся главным творением Кинхольца, всплыла лет десять назад, гастролировала по музеям Америки и Европы и наконец попала в собрание Фонда Prada. Биография шедевра — исчезновение почти на полвека и невозможность толком рассмотреть детали на снимках — как будто бы писалась в соответствии с замыслом художника: его tableau показывала то, на что невозможно смотреть, и даже на documenta 1972 года, полной провокационных, не щадящих зрительских чувств произведений, выделялась как шокирующая и чуть было не подверглась нападению вандалов-неонацистов.

Фраза «Five Car Stud» — непереводимая на русский игра слов: в названии одной из самых популярных разновидностей покера, пятикарточного стада (five-card stud), намеренно допущена ошибка, так что «карта» превратилась в «автомобиль». На documenta инсталляция была выставлена позади Фридерицианума в шапито. Зайдя в цирковую палатку, зритель видел композицию из пяти образовавших круг машин, фары которых освещали жуткую сцену: шестеро белых мужчин в клоунских масках навалились на чернокожего и оскопляют его, в одной из машин можно разглядеть белую женщину, она плачет, ее рвет, вероятно, это подружка жертвы, ставшая причиной жестокой расправы блюстителей расовой чистоты над своим любовником. Сцена реалистична, как диорама: Кинхольц собирал одежду и реквизит по лос-анджелесским барахолкам, макси купил в каком‑то голливудском магазине костюмов, слепки для фигур делал со своих друзей. Но при этом сцена очень плохо освещена — чтобы понять, что происходит, надо войти в зону света фар, то есть в самый центр действа, примерив на себя роль пассивного зрителя (и, таким образом, соучастника)

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Достопримечательность города Достопримечательность города

Бордели с человекоподобными куклами – новый тренд или это уже слишком?

Playboy
Стоит ли отказываться от молочных продуктов, если у вас акне Стоит ли отказываться от молочных продуктов, если у вас акне

Влияет ли молоко на кожу?

ТехИнсайдер
Опытным путем Опытным путем

Что из западного опыта в образовании мы могли бы использовать в России

Домашний Очаг
Выйди и зайди нормально: 5 распространенных ошибок, которые портят внешний вид Выйди и зайди нормально: 5 распространенных ошибок, которые портят внешний вид

Пять самых распространенных ошибок стиля, которые нередко совершают мужчины

Правила жизни
Где корочка? Где корочка?

7 ошибок в приготовлении, которые портят жареную картошку

Лиза
Что стало с актрисой, сыгравшей красотку Титти, бедовую возлюбленную комиссара Каттани в легендарном сериале Что стало с актрисой, сыгравшей красотку Титти, бедовую возлюбленную комиссара Каттани в легендарном сериале

Как жила актриса Барбара Де Росси?

VOICE
Маруся Фомина: «Люди и персонажи должны развиваться, иначе я теряю к ним интерес» Маруся Фомина: «Люди и персонажи должны развиваться, иначе я теряю к ним интерес»

Актриса Маруся Фомина — о том, как оправдывать своих персонажей

Grazia
5 российских и советских остросюжетных фильмов про танки 5 российских и советских остросюжетных фильмов про танки

Художественные фильмы про легендарные советские танки

ТехИнсайдер
Ученые спрятали десятки трупов в чемоданы и спрятали их: самый дерзкий эксперимент криминалистов Ученые спрятали десятки трупов в чемоданы и спрятали их: самый дерзкий эксперимент криминалистов

Эксперимент, позволяющий узнать, как разлагается тело в герметичной среде

ТехИнсайдер
4 трагических случая, когда выживальщики готовились к концу света, но что-то пошло не так 4 трагических случая, когда выживальщики готовились к концу света, но что-то пошло не так

Когда стремление выжить приносило только смерть

Maxim
Что будет, если не бороться с паническими атаками, и как их лечит врач-психиатр Что будет, если не бороться с паническими атаками, и как их лечит врач-психиатр

Что произойдет, если не лечить панические атаки, и как построена терапия

Psychologies
Сонная прокрастинация: почему мы никак не идем спать? Сонная прокрастинация: почему мы никак не идем спать?

Почему время, отведенное на сон, мы тратим на листание ленты или сериалы?

Psychologies
Еда Еда

Кадзухико Кидзима — вице-президент японского бизнес-сообщества в Петербурге

Собака.ru
«Я впал в ленивую кому» «Я впал в ленивую кому»

У прекрасного состояния лени огромный минус – оно затягивает

Лиза
Что делают с кровью, слитой из трупов перед погребением? Что делают с кровью, слитой из трупов перед погребением?

Как готовят тело к похоронам

ТехИнсайдер
Ученые выяснили, как первой планирующей рептилии удавались фантастические прыжки, которым позавидуют даже акробаты Ученые выяснили, как первой планирующей рептилии удавались фантастические прыжки, которым позавидуют даже акробаты

Как крошечной рептилии удавалось так ловко планировать с дерева не дерево?

ТехИнсайдер
Почему электромобили на самом деле очень опасны? Все дело в шуме Почему электромобили на самом деле очень опасны? Все дело в шуме

Как должны звучать электромобили?

ТехИнсайдер
Жан-Люк Годар: гид по творчеству великого режиссера, изменившего кино Жан-Люк Годар: гид по творчеству великого режиссера, изменившего кино

Как подобраться к творчеству Жана-Люка Годара?

Правила жизни
Документальные фильмы, которые страшнее любого ужастика Документальные фильмы, которые страшнее любого ужастика

Отбрось стереотип, что документалки — это скукота для зануд

Maxim
Как Корнелия Сорабджи стала первой женщиной-адвокатом в Индии Как Корнелия Сорабджи стала первой женщиной-адвокатом в Индии

Рассказываем историю первой индийской женщины-адвоката

Forbes
Вы недооценивали тыквенные семечки! Это один из самых полезных продуктов и вот почему Вы недооценивали тыквенные семечки! Это один из самых полезных продуктов и вот почему

Самое время отнестись к тыквенным семечкам серьезно и добавить в ваш рацион!

ТехИнсайдер
Раздвигают тебе ноги и достают нож: Варис Дирие выжила после зверского обрезания, стала моделью и теперь спасает других Раздвигают тебе ноги и достают нож: Варис Дирие выжила после зверского обрезания, стала моделью и теперь спасает других

Модель из племени кочевников Варис Дирие пережила настоящую пытку

VOICE
Ненужная, но вездесущая ртуть Ненужная, но вездесущая ртуть

Употреблять щуку в пищу, оказывается, может быть небезопасно

Наука и жизнь
Ротвейлер в юбке: что мы знаем о Камилле Паркер-Боулз Ротвейлер в юбке: что мы знаем о Камилле Паркер-Боулз

Камилла Розмари Шанд родилась в 1947 году в семье дворянского рода джентри

Правила жизни
«Я докажу, что ты мне не нужен!»: как возникает контрзависимость «Я докажу, что ты мне не нужен!»: как возникает контрзависимость

О признаках контрзависимости, которая часто сочетается с созависимостью

Psychologies
Показ модной коллекции телогреек для работников сельской местности и военизированной охраны Показ модной коллекции телогреек для работников сельской местности и военизированной охраны

СССР, 1953 год. Модный показ телогреек

Дилетант
На изящном: солнечный сюрреализм Рене Магритта, или как художник искал радость в окружающем пессимизме На изящном: солнечный сюрреализм Рене Магритта, или как художник искал радость в окружающем пессимизме

Разбираем творчество художника Рене Магритта в период второй мировой войны

Правила жизни
Сам себе коуч Сам себе коуч

Такой вы актрису Глафиру Тарханову еще не видели

OK!
«Я календарь переверну»: в чем феномен хита Михаила Шуфутинского про 3 сентября «Я календарь переверну»: в чем феномен хита Михаила Шуфутинского про 3 сентября

Как песня Михаила Шуфутинского стала мемом?

Psychologies
Как не сломаться в самый тяжелый период своей жизни: опыт матери, потерявшей ребенка Как не сломаться в самый тяжелый период своей жизни: опыт матери, потерявшей ребенка

Можно ли найти опору в оказании помощи окружающим? История нашей героини

Psychologies
Открыть в приложении