Как современное искусство заставляет смотреть на сексуальное насилие

Weekend18+

Точка подозрения

Как современное искусство заставляет смотреть на сексуальное насилие

Анна Толстова

Courtesy Fondazione Prada / Photo credit Delfino Sisto Legnani Studio

Современное искусство, предъявляя зрителю образы сексуального насилия, ставит его перед моральной дилеммой: «смотреть — не смотреть», «участвовать — не участвовать», чтобы оставить с чувством легкой неловкости — при любом выборе.

Подозрения в порнографии давно преследуют искусство, и порой не без основания, ведь обнаженная натура — его lingua franca. В Музее Леопольда недавно прошла выставка, посвященная венскому фотографу Отто Шмидту, наладившему фотоиздательский бизнес глобального размаха — его продукция пользовалась спросом повсеместно, от Китая до обеих Америк. Что же принесло Шмидту такой успех? Нет, не венские типы, не альпийские пейзажи, не замки Австро-Венгрии, а порнография. Ее, разумеется, продавали под видом «сюжетов для художников» — но художники, которым не хватало денег на натурщицу, и правда пользовались такими изданиями не только по прямому назначению. Впрочем, мы вряд ли сможем однозначно сказать, что такое эти манерные шмидтовские ню — порнография, искусство или же «порно», замаскированное под «арт». Споря с одним британским философом, утверждавшим, будто произведение, вызывающее у зрителя эротический интерес, это «ложное искусство и дурные нравы», знаменитый английский историк искусства Кеннет Кларк писал в книге «Обнаженная натура»: «Ни одно изображение обнаженной натуры, даже самое абстрактное, не может не вызвать у зрителя отголосок эротического чувства, пусть это будет его легчайшая тень, а если оно не вызывает этого чувства — вот тогда это ложное искусство и дурные нравы». Однако возможна ли столь легкая реабилитация зрителя в случае изображений сексуального насилия (когда сексуальное понимается предельно широко — в диапазоне от страха изнасилования до комплекса кастрации)? Всегда ли можно оправдать вуайеристский интерес, ссылаясь на теорию психоанализа и практику сюрреализма? Всегда ли можно провести границу между эксплуатацией и критикой? Всегда ли работает алиби гуманистической интенции, коль скоро оно не смогло защитить и Гойю с «Бедствиями войны»?

Эдвард Кинхольц

«Five Car Stud», 1969–1972

Courtesy Fondazione Prada / Photo credit Delfino Sisto Legnani Studio

Впервые инсталляция (или, как это называл сам художник, tableau) Эдварда Кинхольца была выставлена в 1972 году в Касселе — на легендарной пятой documenta Харальда Зеемана, а затем пропала из поля зрения публики: ее купил некий японский коллекционер и она сорок лет пролежала на складе в Японии. Работа, ранее известная по фотографиям и теперь считающаяся главным творением Кинхольца, всплыла лет десять назад, гастролировала по музеям Америки и Европы и наконец попала в собрание Фонда Prada. Биография шедевра — исчезновение почти на полвека и невозможность толком рассмотреть детали на снимках — как будто бы писалась в соответствии с замыслом художника: его tableau показывала то, на что невозможно смотреть, и даже на documenta 1972 года, полной провокационных, не щадящих зрительских чувств произведений, выделялась как шокирующая и чуть было не подверглась нападению вандалов-неонацистов.

Фраза «Five Car Stud» — непереводимая на русский игра слов: в названии одной из самых популярных разновидностей покера, пятикарточного стада (five-card stud), намеренно допущена ошибка, так что «карта» превратилась в «автомобиль». На documenta инсталляция была выставлена позади Фридерицианума в шапито. Зайдя в цирковую палатку, зритель видел композицию из пяти образовавших круг машин, фары которых освещали жуткую сцену: шестеро белых мужчин в клоунских масках навалились на чернокожего и оскопляют его, в одной из машин можно разглядеть белую женщину, она плачет, ее рвет, вероятно, это подружка жертвы, ставшая причиной жестокой расправы блюстителей расовой чистоты над своим любовником. Сцена реалистична, как диорама: Кинхольц собирал одежду и реквизит по лос-анджелесским барахолкам, макси купил в каком‑то голливудском магазине костюмов, слепки для фигур делал со своих друзей. Но при этом сцена очень плохо освещена — чтобы понять, что происходит, надо войти в зону света фар, то есть в самый центр действа, примерив на себя роль пассивного зрителя (и, таким образом, соучастника)

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Достопримечательность города Достопримечательность города

Бордели с человекоподобными куклами – новый тренд или это уже слишком?

Playboy
Не только серпы и осиновые колья: как покойникам- Не только серпы и осиновые колья: как покойникам-

Способы, которыми люди не позволяли мертвецам разгуливать сред живых

ТехИнсайдер
Варвара: «Любовь — ежедневный выбор» Варвара: «Любовь — ежедневный выбор»

Глядя на Варвару, невольно удивляешься: неужели у нее совершенно взрослые дети?

Лиза
Пример для подражания. Катя Гуру Пример для подражания. Катя Гуру

Катя Гуру рассказала нам, как изменила судьбу тысяч женщин

VOICE
Зачем Августин, Остап Бендер и HAL 9000 играли в шахматы Зачем Августин, Остап Бендер и HAL 9000 играли в шахматы

Краткая история шахмат в культуре

Weekend
Кодекс выбора парфюма: как купить новые духи и не разочароваться Кодекс выбора парфюма: как купить новые духи и не разочароваться

На что именно нужно ориентироваться, чтобы выбрать на 100% твои духи

VOICE
Как правильно собрать чемодан в путешествие? Лайфхаки для всех Как правильно собрать чемодан в путешествие? Лайфхаки для всех

Как уместить все нужные вещи в один чемодан?

ТехИнсайдер
Шопинг против революции: как изобретатель универмага изменил мир Шопинг против революции: как изобретатель универмага изменил мир

Универсальные магазины были созданы, чтобы предотвратить восстания

Вокруг света
Сонная прокрастинация: почему мы никак не идем спать? Сонная прокрастинация: почему мы никак не идем спать?

Почему время, отведенное на сон, мы тратим на листание ленты или сериалы?

Psychologies
«Японские мифы». От кицунэ и екаев до «Звонка» и «Наруто» «Японские мифы». От кицунэ и екаев до «Звонка» и «Наруто»

Отрывок из книги «Японские мифы. От кицунэ и екаев до "Звонка" и "Наруто"»

N+1
Готовы ли вы перейти на электричество? Готовы ли вы перейти на электричество?

Плюсы и минусы перехода на электрические подвесные моторы

Y Magazine
Что написать мужчине после молчания и как объяснить долгую паузу Что написать мужчине после молчания и как объяснить долгую паузу

Пять шагов, которые помогут «разморозить» чувства и прервать «обет молчания»

Psychologies
«Голиафы должны уйти» «Голиафы должны уйти»

Адильхан Ержанов о своем новом фильме «Голиаф»

Weekend
Правила питания во второй половине дня Правила питания во второй половине дня

Как легко следить за своей фигурой?

Лиза
Напиток долгожителей: ученые объяснили, почему пить чай — очень полезная привычка Напиток долгожителей: ученые объяснили, почему пить чай — очень полезная привычка

Ученые оценили связь чая и смертности от различных заболеваний

Вокруг света
Как перенести контакты с Андроида на Андроид: 5 способов Как перенести контакты с Андроида на Андроид: 5 способов

Несколько методов переноса контактов с Андроида на Андроид-смартфон

CHIP
Путешествие во времени: как перестать бояться будущего и научиться жить в настоящем Путешествие во времени: как перестать бояться будущего и научиться жить в настоящем

Как планировать будущее, чтобы пожить, наконец, в настоящем

VOICE
Рэйография, редимейд, ракурс: как Ман Рэй изменил искусство Рэйография, редимейд, ракурс: как Ман Рэй изменил искусство

На примере пяти работ показываем, как Ман Рэй изменил фотографию и искусство

Правила жизни
Диета для нервов: как питаться во время стресса Диета для нервов: как питаться во время стресса

Какие продукты повышают тревожность, а какие, наоборот, помогают успокоиться

Правила жизни
Преобразовать страх в интерес: как побороть неуверенность в себе Преобразовать страх в интерес: как побороть неуверенность в себе

Откуда берется неуверенность в себе, чем она отличается от низкой самооценки

Forbes
Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону» Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону»

По себе знаю, что либо артиста рвут на части, либо он никому не интересен

Караван историй
«Довести до конца»: актер Алан Рикман думал над уходом из киносерии о Гарри Поттере «Довести до конца»: актер Алан Рикман думал над уходом из киносерии о Гарри Поттере

Отрывки из дневников актера Алана Рикмана

Forbes
Брюки клеш: как бессмертному хиту удалось прорваться в СССР несмотря на все запреты и ограничения властей Брюки клеш: как бессмертному хиту удалось прорваться в СССР несмотря на все запреты и ограничения властей

Как буржуазным штанам удалось взбаламутить капиталистический омут СССР

ТехИнсайдер
У человека нет никакого У человека нет никакого

Концепция «мозга ящерицы» у млекопитающих может быть одним огромным заблуждением

ТехИнсайдер
7 признаков, что вам не хватает витамина С 7 признаков, что вам не хватает витамина С

Получаете ли вы достаточное количество витамина С?

Inc.
Круче биографии. Что такое история тела и почему ее важно узнать перед первой тренировкой Круче биографии. Что такое история тела и почему ее важно узнать перед первой тренировкой

Почему важно знать историю тела и что это вообще такое

Лиза
Почему закладывает одну ноздрю и другие странности тела, у которых есть научное объяснение Почему закладывает одну ноздрю и другие странности тела, у которых есть научное объяснение

Узнай ответы на пять загадок нашей физиологии

Maxim
Что означает символ креста на багажнике автомобиля? Что означает символ креста на багажнике автомобиля?

Иногда на крышке багажника машины встречается странный символ – крест

ТехИнсайдер
«Математическое неравенство»: почему до сих пор так мало женщин в IT и точных науках «Математическое неравенство»: почему до сих пор так мало женщин в IT и точных науках

Как помочь следующему поколению девочек не становиться жертвами клише

Forbes
Выход в поле Выход в поле

Чем японский кроссовер сродни российской сельхозтехнике

Автопилот
Открыть в приложении