Все танцы только о любви: мир и театр Пины Бауш
Воспользовавшись гастролями театра Пины Бауш в Александринском театре, мы попросили историка танца Виту Хлопову подвести их итоги и рассказать, почему имя (и метод) немецкого хореографа уже не раз перевернуло мир искусства и продолжает это делать
Истосковавшиеся по хорошим гастролям зарубежных трупп зрители получили щедрый подарок от Года Германии в России 2020/2021: к нам привезли не просто молодых и талантливых, а сразу — легендарную труппу театра Пины Бауш — Tanztheater Wuppertal — с работой 2006 года «Полнолуние» (Vollmond).
Билеты на три вечера были раскуплены за несколько часов, но со спектаклями Пины так было всегда: куда бы она ни приезжала, ровно на следующий день после начала продаж поверх афиш появлялась строчка «все продано».
В России труппа Пины Бауш оказывается не впервые: с конца 80-х несколько ее спектаклей успели побывать в Москве («Гвоздики», «Контактхоф», «Кафе “Мюллер”»), а уже в 2000-х Чеховский фестиваль и вовсе вплотную взялся за регулярные гастроли. Так было и в 2009 году, когда спектакль «Семь смертных грехов» труппа впервые показала без Пины: за две недели до этой поездки она скоропостижно скончалась.
В России имя Пины Бауш более или менее знакомо зрителям, интересующимся современной хореографией. Во-первых, мы видели несколько ее спектаклей на сцене, а не в записи (а на пленке сохранено у Пины, кстати, не так много), во-вторых, немалый вклад в изучение ее творчества внес немецкий режиссер Вим Вендерс, выпустивший в 2011 году 3D-фильм «Пина». Фильм действительно получился про Пину, но без Пины, хотя сделать его они собирались вместе. Помешала планам все та же скоропостижная смерть хореографа. Вендерсу нужно было либо совсем отменять проект, либо полностью его переделать. И в знак своей любви и признательности к гению Пины Бауш он снял по-настоящему особенный фильм, где рассказал все самое важное, не сказав ни слова о ее биографии.