Все хреново
Книга о надежде
Для кого эта книга?
Эта книга и для оптимистов, и для пессимистов, она для всех и каждого, кто хочет что-то изменить в своей жизни. Марк Мэнсон в своей работе «Все хреново» развенчивает культ надежды, который заложен в каждом из нас культурой. Ведь надежда хороша и очень полезна в самые тяжелые времена – например, в войну. Без надежды и веры в то, что этот кошмар закончится многие люди попросту бы не выжили. Но нужен ли этот защитный механизм современному человеку, если он живет во вполне обычных условиях, далеких от экстремальных? Или же он мешает нам быть здесь и сейчас, добиваться желаемого, а не мечтать о лучших временах? Узнайте об этом из нашего обзора.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Все хреново» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Узнайте, как надежда может помешать добиться успеха в жизни.
У большинства из нас есть надежды и мечты о лучшем будущем. Но что, если эти надежды, на самом деле, мешают нам жить более счастливой жизнью? Что, если мы все ищем будущее, которое никогда не будет соответствовать нашим ожиданиям? Эта идея может звучать не очень оптимистично, но смысл в ней есть.
Как отмечает автор книги Марк Мэнсон, за последние пару поколений во всем мире был достигнут значительный прогресс, особенно в области борьбы с бедностью, голодом и детской смертностью, однако мы по-прежнему наблюдаем высокий уровень депрессии и волнения у людей вокруг нас. По оценке Мэнсона, это частично связано с надеждой и тем, как она связывает счастье людей с нереалистичными представлениями о прекрасном будущем. В погоне за счастьем люди потеряли из виду те достоинства и качества человека, которые могут быть полезны в настоящем: смелость, честность и смирение.
Мэнсон без стеснения критикует людей, одержимых комфортом, легкостью, лайфхаками и счастьем. Вместо этого автор дает конструктивный совет: сосредоточиться на настоящем и тех вещах, которые действительно имеют значение.
Из обзора этой книги вы узнаете:
- почему чистая логика не приводит к хорошим решениям;
- почему погоня за счастьем бессмысленна;
- почему не так уж и плохо было бы позволить искусственному интеллекту управлять нами.
Надежда помогает людям в сложные времена, но она не всегда полезна во времена, когда все хорошо.
Суровая правда жизни, о которой многие предпочитают не думать, заключается в следующем: вы и все, кого вы знаете, когда-нибудь умрете, и все ваши заботы и усилия, в общей массе вещей, довольно незначительны.
Никто не любит смотреть этой правде в глаза, потому что при этом можно легко впасть в нигилизм и подумать: «Если все бессмысленно, я с равным успехом мог бы вообще не вставать с постели или начать употреблять любые наркотики, которые только смогу найти, и послать все к черту!».
На протяжении веков надежда являлась для людей главной причиной вставать по утрам и поддерживала их в трудные времена. Будь то наше собственное будущее или будущее нашей семьи или общества, надежда является мощным движущим фактором человеческого поведения.
Взять, к примеру, Витольда Пилецкого. Он горячо надеялся увидеть независимую Польшу. Эта надежда заставила его присоединиться к движению сопротивления и добровольно сдаться в плен к нацистам, чтобы проникнуть в Освенцим и помочь другим заключенным. Следующие два года он провел, занимаясь поставкой еды и лекарств в лагерь и поддерживая его связь с внешним миром.
После Второй мировой войны он продолжал сражаться за Польшу – на этот раз против коммунистических сил. В результате Пилецкий был арестован и подвергался пыткам в течение двух лет, прежде чем был казнен в 1948 году. И все же, несмотря на неизбежную смерть, у Пилецкого была надежда. Он говорил, что может умереть с радостью в сердце, поскольку сделал все возможное, чтобы помочь освободить свой народ.
История Пилецкого показывает, насколько сильной может быть надежда, когда весь мир погружается во мрак. Но проблема в том, что надежда неразрывно связана с будущим, а сейчас для большого числа людей в мире лучшее время – это настоящее. И правда, бесчисленные факты и цифры показывают, что уровень насилия, расизма, бедности, детской смертности и войны находится на рекордно низком уровне во всем мире, а права человека все больше ценятся.
В результате люди начинают меньше на что-то надеяться и больше опасаться многое потерять. Это объясняет, почему уровень тревожности и депрессии в США за последние тридцать лет сильно возрос, в то время как уровень жизни общества продолжал улучшаться.
Далее мы рассмотрим некоторые другие причины нашего постоянного беспокойства и то, как надежда может быть виновником всех неприятностей.
Распространенное убеждение, что рациональное мышление помогает принять правильные решения, является ошибочным.
Известные авторы, такие как Стивен Пинкер и Ханс Рослинг, написали внушительные книги, полные диаграмм, которые показывают, насколько мир стал лучше, чем пару поколений назад. Кажется, они говорят: «Да ладно, не вешай нос! Если посмотреть на ситуацию в общем, у нас ведь все хорошо!»
Но у этого научного подхода, с его диаграммами и гистограммами, есть один большой недостаток: он обращается к нашему Мыслящему Мозгу, где правит логика и разум, а не к нашему Чувствующему Мозгу, где проживают наши эмоции. И если мы хотим принимать лучшие решения и понимать, в чем заключается проблема с надеждой, мы должны обращаться к обеим сторонам.
Существует распространенное заблуждение о том, что мы все лучше управляли бы жизнью и были бы более продуктивными, если бы могли поставить во главу угла логические рассуждения и убрать с их пути свои эмоции. Оказывается, это работает иначе.
Рассмотрим случай Эллиота, которому из лобной доли мозга удалили опухоль размером с бейсбольный мяч. Как оказалось, удаление опухоли также лишило Эллиота способности к эмпатии. Но он не стал хладнокровной эффективной машиной, а совсем наоборот. Он пропустил важную рабочую встречу, чтобы купить более качественный степлер, пропустил бейсбольную игру своего ребенка, чтобы посмотреть телевизор. По сути, он вообще перестал задумываться о ком-либо или о чем-либо.
Это стоило Эллиоту работы и семьи, но доктора не могли объяснить, что происходит, пока не проверили его эмоциональные реакции. Когда Эллиоту показывали ужасающие военные фотографии мертвых детей, он признавал, что у него, как и у каждого человека, должна была возникнуть эмоциональная реакция на них – но ее не было!
Таинственный случай Эллиота показывает, что нам действительно нужно гармоничное взаимодействие между нашим Мыслящим и Чувствующим Мозгом, если мы не хотим быть жертвой похожих проблем, связанных с надеждой.
Допустим, вы надеетесь прекратить есть нездоровую пищу. Логический, объективный Мыслящий Мозг знает, что эти вещи вредны для вашего здоровья: он хорошо знаком с фактами и данными. Но субъективно мыслящий Чувствующий Мозг – это та часть, которая использует факты и данные, чтобы решить, что «хорошо», а что «плохо». Для принятия правильного решения требуются настоящие переговоры между обеими частями мозга, потому что очень легко отдать преимущество «Чувствующему мозгу» и позволить ему решить, что употребление нездоровой пищи – это очень хорошая идея.