Враг не дремлет: разбор финального сезона «Игры престолов», серия 4
Что же произошло после битвы с Королем Ночи и почему Дейенерис все больше становится похожа на Серсею — в обзоре четвертой серии «Игры престолов»
Внимание! Как всегда, предупреждаем, что в этом материале много спойлеров к восьмому сезону "Игры престолов"! Если вы не смотрели последние серии, то вам лучше пропустить этот материал.
Разговор про четвертую серию хочется начать с нескольких общих соображений. Довольно часто в отзывах и разборах финального сезона преобладает разочарование: все заканчивается примерно так, как мы и предполагали, где же сюрпризы, где шокирующие сюжетные повороты? Разочарованные зрители обвиняют сценаристов в халтуре. А зря. На самом деле отсутствие непредсказуемых сюжетных поворотов — это признак мастерства, а уж никак не халтуры. Сценарное дело похоже на архитектуру: как архитекторы (или в данном случае архитектурное бюро — группа сценаристов, пишущих сериал), авторы "Игры престолов" отлично представляют, как должно выглядеть законченное здание. Где ему полагаются окна, где башенки, а где — колонны. Законченные восемь сериалов — это выстроенный собор, в котором каждый кирпич должен быть на месте, а сумма всех архитектурных элементов должна представлять стройную конструкцию. Собственно именно этим — построением собора — и занимаются шоураннеры «Игры престолов». В первых актах этой грандиозной драмы неожиданные сюжетные повороты были оправданны, но чем ближе к финалу, тем меньше пространства для маневра — потому что, как ни крути, собор должен закончиться крышей. В принципе, любая развязка всегда в значительной степени предсказуема, особенно у качественно придуманных историй.
Если мы с вами вспомним самые наглядные примеры неожиданных развязок — фильмы Дэвида Финчера «Семь» или «Бойцовский клуб», или фильм М. Найта Шьямалана «Шестое чувство», — то, как бы ни были неожиданны финальные повороты, они всегда проистекали из истории: по фильмам были аккуратно разбросаны подсказки, которые невнимательные зрители находили при повторном просмотре, а внимательные — по ходу просмотра. И неслучайно в каждой серии восьмого сезона мы видим прямые и косвенные отсылки к сезону первому: все, что происходило в сериале, вело нас к финальным эпизодам, и внимательные зрители, понимающие заданные авторами векторы развития героев, вполне могли догадаться, чем кончится дело. Не в деталях, конечно, но в общих чертах. Собственно эту мысль неоднократно вслух проговаривают герои, в том числе и в четвертой серии. Особенно ярко она звучит в разговоре Сансы и Пса: Пес напоминает Сансе, что, если бы она согласилась бежать с ним из Королевской Гавани, в ее жизни не было бы Мизинца и Рамси, на что Санса резонно замечает, что без этого опыта она бы так и осталась "маленькой птичкой".