Пополнять ряды вооруженных сил призывали машины из повседневной жизни

Популярная механикаАвто

Автобусы-монстры и трамваи-убийцы: опыт войны

Артём Платонов

«Не будь Второй мировой войны, я, наверное, конструировал бы технику, облегчающую тяжелый крестьянский труд», — сказал Михаил Калашников. Великий конструктор, конечно, прав: мирная техника гораздо полезнее военной. Но и без последней не обойтись, причем в ряде случаев пополнять ряды вооруженных сил призваны машины из повседневной жизни.

После приручения пара цивилизация получила толчок к бурному развитию. Самокатные повозки, с переменным успехом создаваемые разными изобретателями, получили более надежный, нежели мускульная сила или сила ветра, движитель. Все это привело к тому, что в первой четверти XIX века по дорогам Великобритании вовсю запылили паровые омнибусы — предтечи рейсовых автобусов. За ними последовали машины с электромотором и с двигателем внутреннего сгорания, пока, наконец, в начале ХХ века пассажирский маршрутный автобус не стал таким же обычным предметом пейзажа, как конка или трамвай.

Вскоре грянула Первая мировая война, которой суждено было стать и первой войной моторов. Так как специализированных военных машин в войсках отчаянно не хватало, на фронт потянули все мало-мальски пригодные гражданские машины, в том числе и автобусы. Лидером в данной области стала старушка Британия, которая с 1914 по 1918 год изъяла 954 (по другим данным — 1319) автобуса с коммерческих линий и перебросила их на фронт. Мобилизованные машины красили в хаки, из них убирали стекла, а борта «бронировали» двухдюймовыми деревянными досками.

08619551fcd9c9adf2817a2e757daac5.jpg

В основном автобусы перевозили солдат (в стандартный двухэтажный автобус помещалось 25 человек со всем снаряжением или же 4 т груза), боеприпасы и снаряжение, раненых; некоторые были приспособлены под мобильные голубятни для обеспечения связи, а на некоторые даже поставили противовоздушные пушки, превратив таким образом машину в самоходную зенитную установку. В спешке не обошлось и без курьезов — некоторые автобусы после отправки на фронт не успели перекрасить, и они шли на передовую, сияя рекламой на бортах и фирменной красно-белой раскраской.

Автобусы-монстры

После войны автобусы вернулись к своему гражданскому назначению, однако их уже планово рассматривали в качестве потенциальной военной техники. Так, в СССР в 1920-х годах некий Лебедев подал заявку на патент бронекорпуса, который в случае войны должен был надеваться на автобус, превращая его в броне-транспортер. Патент изобретатель не получил, упоминание об этом факте встречается лишь в списках отклоненных заявок, но идея снова «всплыла» в Туманном Альбионе в начале Второй мировой. Конечно, бросать двухэтажную лондонскую гордость на танки Гудериана никто не собирался, а вот послужить британскому ополчению эти мастодонты вполне могли.

История сохранила изображения всего двух английских автобусов, кустарно переделанных в БТР. Первой жертвой стал одноэтажный Chevrolet выпуска 1930-х, получивший слабое бронирование и люк со щитком на крыше. Вторым донором послужил AEC Regent (ST), 20 экземпляров которого были переоборудованы и переданы Чисвикскому батальону хоумгварда. Тут к делу подошли серьезней: второй этаж автобуса сняли и надели коробкообразный бронекорпус с остроконечной крышей. Полностью загруженная бойцами машина весила порядка 12 т.

В Соединенных Штатах военные умы также размышляли над облачением автобуса в погоны. В 1943 году в Кемп-Карсон инженер Дан Джиллспай представил изумленной публике двухэтажный прицеп на… 260 человек! Судя по всему, он предназначался для подвоза личного состава целого батальона к транспортным самолетам либо транспортирования людей с одного аэродрома на другой. Получившийся автобус (а грузовики с полуприцепами начиная с 1930-х годов активно использовались в различных странах как автобусы) мог развивать скорость до 64 км/ч и выглядел как космический аппарат пришельцев. В серию конструкция не пошла.

7a61aea4b794478ad66134bbc43c4d6a.jpg
Лайнер пустыни. Огромный 17,5-метровый лайнер пустыни на базе 150-сильного грузовика Marmon-Herrington THD-315−6 использовался Британскими ВВС в Северной Африке, где англо-американские войска с переменным успехом воевали с итало-немецкими. Бронированный «монстр» мог перевозить 44 пассажира (из числа командного состава или журналистов) прямо по территории военных действий. На борту полуприцепа имелись кухня, туалет, кондиционер, холодильник и большие запасы воды.

Британские королевские военно-воздушные силы тем временем решали другую проблему: как перевозить высший командный состав по Северной Африке, где англо-американские войска с переменным успехом воевали с итало-немецкими. В частности, для ВВС был перестроен 17,5-метровый «лайнер пустыни» на базе 150-сильного грузовика Marmon-Herrington THD-315−6, который до войны совершал рейсы Багдад-Дамаск. Для удобства пассажиров (а с 1943 года — высших чинов ВВС в количестве 44 человек) на борту просторного полуприцепа имелись кухня, туалет, кондиционер, холодильник и большие запасы воды.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

3 отличных продукта для того, чтобы сбросить лишний вес 3 отличных продукта для того, чтобы сбросить лишний вес

Внимательно присмотритесь к тому, что именно кладете в тарелку каждый день

Популярная механика
Бунт пупсиков Бунт пупсиков

Что можно позволять ребенку, а что стоит пресекать

Лиза
Что такое адсорбер: из чего состоит и как проверить его работоспособность Что такое адсорбер: из чего состоит и как проверить его работоспособность

Зачем нужен современному автомобилю адсорбер и на что он влияет

РБК
На скорости за двести: куда спешат самые быстрые поезда планеты На скорости за двести: куда спешат самые быстрые поезда планеты

История самых высокоскоростных поездов планеты

Популярная механика
Первый в мире пациент, которого удалось спасти с помощью инсулина: история Леонарда Томпсона Первый в мире пациент, которого удалось спасти с помощью инсулина: история Леонарда Томпсона

История подростка, ставшего первым пациентом в мире, получившим укол инсулина

ТехИнсайдер
Бесстрашные: Собчак и другие звезды, которые не боятся критиковать власть Бесстрашные: Собчак и другие звезды, которые не боятся критиковать власть

Знаменитости, которые позволяют себе критиковать правительство и президента

Cosmopolitan
Арабская ночь: чем удивляет  новое прочтение мюзикла «Аладдин» Арабская ночь: чем удивляет  новое прочтение мюзикла «Аладдин»

Мюзикл «Аладдин» не только удивляет, но и заставляет в эту сказку влюбиться

GQ
Пожарная реставрация Пожарная реставрация

Споры о том, как реставрировать символ Франции — знаменитый собор Нотр-Дам

Огонёк
Чао, дорогой! Чао, дорогой!

Правда ли, что в Милан летают одни богачи и шопоголики?

Лиза
Каша из топора Каша из топора

Подруга Ларисы Гузеевой рассказала, как они выживали в голодные годы

StarHit
Клеточный автомат: возможна ли автоматическая жизнь? Клеточный автомат: возможна ли автоматическая жизнь?

Мир Minecraft затягивает, ведь он живет и эволюционирует

Популярная механика
Точка в «российском деле».  Мюллер впервые рассказал об итогах расследования Точка в «российском деле».  Мюллер впервые рассказал об итогах расследования

Спецпрокурор Роберт Мюллер впервые прокомментировал содержание своего доклада

Forbes
«В тишине происходит самое важное» «В тишине происходит самое важное»

На Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма Кантемира Балагова «Дылда»

Огонёк
Кто такая Тара Разави, без которой A$AP Rocky, Билли Айлиш и Tyler, the Creator не сняли бы ваши любимые клипы Кто такая Тара Разави, без которой A$AP Rocky, Билли Айлиш и Tyler, the Creator не сняли бы ваши любимые клипы

Откуда взялась Тара Разави и почему вы о ней, скорее всего, не знаете

Esquire
История фотографии, на которой 25 тысяч лиц История фотографии, на которой 25 тысяч лиц

Снимок, который попал в Книгу рекордов России

СНОБ
IQOS: технологии бездымного будущего IQOS: технологии бездымного будущего

Что такое IQOS и в чем его преимущества?

Популярная механика
Пошли по кривой. Почему зарплаты в России падают раньше, чем в Европе Пошли по кривой. Почему зарплаты в России падают раньше, чем в Европе

В России пик заработной платы приходится на 35-40 лет. Почему так происходит?

Forbes
Выше уровнем Выше уровнем

Лестница в доме не только функциональная необходимость

SALON-Interior
На краю земли На краю земли

Архитектор Марсио Коган переделал колониальный дом в Бразилии

AD
«Есть ситуации, когда невозможно молчать». Александр Горбунов рассказал, как создал «Сталингулаг» «Есть ситуации, когда невозможно молчать». Александр Горбунов рассказал, как создал «Сталингулаг»

Александр Горбунов признался, что он действительно автор блога «Сталингулаг»

Forbes
Веселая семейка Веселая семейка

Экстравагантная мадридская квартира — дело рук мамы четверых детей

AD
Россия сокращает расходы на оборону. Что это значит для экономики Россия сокращает расходы на оборону. Что это значит для экономики

Россия не вошла в первую пятерку государств по оборонным расходам

Forbes
Коворкинг как бизнес-культура: топ-10 офисных площадок Москвы Коворкинг как бизнес-культура: топ-10 офисных площадок Москвы

Феномен коворкинга за последние годы серьезно изменился

Forbes
У Канье Уэста очень странные ботинки (или это все-таки носки?) У Канье Уэста очень странные ботинки (или это все-таки носки?)

Канье Уэст не может не произвести фурор своим внешним видом

GQ
15 мыслей Михаила Шишкина 15 мыслей Михаила Шишкина

Обладатель главных русских книжных премий не собирается возвращаться в страну

GQ
Как налоговые онлайн-проверки помогают бизнесу Как налоговые онлайн-проверки помогают бизнесу

Бизнесу не стоит бояться повышенного внимания со стороны ФНС

Forbes
Красимир Врански Красимир Врански

Красимир Врански заявил о намерении баллотироваться в губернаторы

Собака.ru
Кокаиновая принцесса Колумбии Кокаиновая принцесса Колумбии

Нынешнее имя любимицы американской прессы — Хуана Мануэла Маррокин Сантос

Дилетант
Александра Авраменко: «Я чувствую себя лучше, когда помогаю людям» Александра Авраменко: «Я чувствую себя лучше, когда помогаю людям»

Александра Авраменко – о планах на будущее и благотворительности

Cosmopolitan
Зачем вообще платить налоги? Фрагмент из книги «Бизнес на свои» Зачем вообще платить налоги? Фрагмент из книги «Бизнес на свои»

Как собирать информацию о будущем бизнес-проекте и составлять финансовую модель

Forbes
Открыть в приложении