Призраки замка Нейдпат
Привидений не существует! Уверенный в этом корреспондент «Вокруг света» поехал в Шотландию, чтобы в команде «профессионалов» поохотиться на нечистую силу в замке XIII века, а заодно разоблачить охотников. Но что-то пошло не так…
Ночь. За окнами замка завывает ветер. Пламя свечей дрожит, воск капает на старинный канделябр. Восемь человек, взявшись за руки, молча сидят в темноте. Измеритель напряженности поля подергивает стрелкой, а по экрану ноутбука ползет линия, похожая на кардиограмму. Мы проводим спиритический сеанс, и мне немного не по себе.
Минуты тянутся, но ничего не происходит. Вдруг сидящий рядом со мной медиум восклицает:
— Я вижу маленького мальчика. Он растерян. Он спрашивает: «За что отец убил меня?!»
От легкого касания сквозняка по коже пробегают мурашки. Слышу: за моей спиной дверь на винтовую лестницу медленно со скрипом отворяется.
Команда выходного дня
Провинциальному городку Килуиннинг на западе Шотландии есть чем гордиться. Кроме старейшей в мире масонской ложи здесь находится штабквартира клуба «Охотников за привидениями Шотландии». Его президент Алекс Дорренс встретил меня на маленькой привокзальной станции.
— Заезжал в офис за ноутбуком, — кивнул он на сумку. — В будни я работаю консультантом по информационным технологиям. За привидениями охочусь только по выходным.
Дома его жена Никки предложила мне чаю с молоком. В гостиной, заставленной алюминиевыми чемоданами, по телевизору крутили сериал «Сверхъестественное».
— Это Лу, — представила мне Никки девушку лет тридцати на вид, сидевшую на диване с хозяйскими собаками. — Она в клубе с самого его основания, с 2003 года. А вообще Лу работает сиделкой.
— Мы ждем Мариан, без нее никак, — сказала Лу. — Только она умеет видеть призраков.
Тем временем Алекс раскрыл один из чемоданов и стал складывать туда провода, видеокамеры, тепловизор и датчик электромагнитных полей. Девушки обсуждали погоду, соседей и эдинбургский полтергейст Маккензи.
— «Охотники за привидениями Шотландии» — волонтерская организация, — рассказывал Алекс. — Мы не берем денег с тех, кто просит нас о помощи. Сегодня мы поедем в замок-отель, гости которого жаловались, что их беспокоил призрак. Такое может плохо сказаться на репутации места. Мы выясним, что это за привидение, и придумаем, как его успокоить. Нас часто приглашают и в современные квартиры, жильцы которых сталкиваются с паранормальным. Да-да, призраки иногда селятся даже в новеньких многоэтажках! Все потому, что строительство ведется на месте снесенных старых домов. Такие явления можно наблюдать во всем мире, просто британцы бережно относятся к прошлому и помнят, кого, где и когда убили. Мы очень гордимся нашей историей, даже кровавой.
В дверь позвонили. Дочь Дорренсов впустила женщину лет шестидесяти в черном спортивном костюме и с длинными седыми волосами, как у ведьмы из страшных сказок. Смерив меня тяжелым взглядом, она пробурчала Алексу:
— Журналисты… Вечно пытаются выставить нас дураками. Иногда мне кажется, что в Шотландии только пресса не верит в загробную жизнь.
Невидимая граница
Перед воротами замка на подъездной дорожке нас ожидала девушка в деловом костюме.
— Уже темнеет, — нервно сказала она, — еще десять минут, и вы бы меня не застали. — Вот, — девушка протянула Алексу связку ключей. — Будете уезжать, оставьте под ковриком у входа. Она запрыгнула в машину и так быстро стартовала, что гравий брызнул из-под колес.
— Обслуга не любит оставаться здесь ночью, — объяснила Лу. — Боятся призраков.
— Ах вот куда мы ехали! Знаменитый замок Нейдпат! — воскликнула Мариан, вылезая из машины, и обратилась ко мне: — Наши охотники никогда не сообщают мне, куда везут, чтобы эксперимент оставался чистым и я заранее не нагуглила истории местных призраков.
В темноте замок XIII века казался живым существом, которое уставилось на нас горящими окнами верхнего этажа.
За свою многовековую жизнь Нейдпат принадлежал трем шотландским кланам — Фрейзерам, Хэям и Дугласам. Знаменитым его сделал писатель Вальтер Скотт, который в 1803 году провел здесь несколько дней, после чего написал стихотворение о здешнем призраке — «Дева Нейдпата».
Согласно легенде, в XVIII веке Джин Дуглас, дочь третьего графа Марча, влюбилась в сына бедного землевладельца. Ее отец возражал против неравного брака и приказал отослать юношу подальше за границу. Девушка заболела, отказалась есть, пить, и отцу пришлось уступить ее просьбам вернуть возлюбленного. Но когда юноша приехал в родные края, он не узнал Джин — так она исхудала — и прошел мимо. От горя сердце девушки разбилось, и она умерла. Теперь ночи напролет призрак леди Дуглас бродит по коридорам Нейдпата…
— Сами владельцы здесь не живут, — сказал Алекс, — они сдают замок молодоженам для свадебных церемоний и медового месяца. Неудивительно, что призрак Джин пугает таких гостей по ночам. Но леди Дуглас — не единственное местное привидение. Если повезет, познакомимся и с другими.
К воротам на второй машине подъехали видеооператор Джон, секретарь клуба Лотарингия, историк Зои и школьный учитель Мак. Мы подхватили чемоданы и отправились в замок.
Комната смерти
Электрический щиток находился около внутренней часовни. Алекс зажег свет во всех комнатах замка, и мы отправились на второй этаж, в жилые покои.
В большой парадный зал вели четыре двери, одну из которых явно недавно установили. Чернел распахнутой пастью гигантский камин, на стенах висели картины и гобелены. Я начала присматриваться к изображениям. На каждой картине в том или ином виде присутствовала смерть: вот скелет спрятался под капюшоном среди толпы на пристани, вот присел среди цветущих ветвей и наблюдает за танцующими девушками.