Дань морскому царю
В конце лета на острове Гогланд впервые за последние 80 лет прозвонили судовые колокола шести кораблей, давным-давно покоящихся на дне Финского залива. Их подняли из моря подводные исследователи Разведывательно-водолазной команды Константина Богданова
«Буря» и «Фугас» были самыми крупными кораблями, затонувшими в российских территориальных водах Балтики. Они сумели пережить страшный Таллинский прорыв 1941 года, который отправил на дно более 60 военных и транспортных судов и свыше 15 тысяч человек. Но год спустя, в 1942, они попали на минные заграждения, выполняя боевую задачу. Погибшие с ними 104 человека – малая часть тех, кто навсегда остался на дне Финского залива. В память всех этих людей – моряков, десантников, летчиков, разведчиков – 24 августа на острове Гогланд звонили рынды, вернувшиеся из-под воды.
День выбрали неслучайно – за 80 лет до события именно в эту дату погибли «Буря» с «Фугасом». Найти эти корабли оказалось непростой задачей, поиски заняли семь лет. «В 2015 году мы отправились в точку, где, по архивным данным, они должны были лежать, – вспоминает Константин Богданов. – Гидролокационное оборудование показало покореженную груду железа, яму, понтон. Погодные условия нам не благоволили: из-за нулевой видимости и плохого освещения разобраться, что именно мы нашли, тогда не получилось. В итоге суда мы обнаружили только сейчас, спасибо морской инженерной компании «Фертоинг», которая предложила нам безвозмездную помощь. У них огромный опыт гидрографических работ и точное оборудование, так что сотрудничество оказалось весьма эффективным. Мы получили на редкость качественные изображения двух разорванных пополам судов, одно лежало на глубине 30 метров, другое – на глубине 50».
За годы работы на Балтике команда нашла большую часть погибших кораблей и подводных лодок, некогда числившихся «пропавшими без вести». В 2012 году исследователи идентифицировали подлодку П-1 «Правда», с нее и пошло. «Сначала мы поставили себе цель найти все погибшие подводные лодки, – объясняет Константин. – Потом к ним добавились корабли Таллинского прорыва, за ними – «Буря» и «Фугас». Александр Суворов говорил, что война не закончена, пока не похоронен последний солдат. Мы хотели закончить Вторую мировую войну на Балтике».
Для начала пришлось зарыться в архивы, сопоставляя документы, хранящиеся в СССР, Финляндии и Германии. За давностью лет практически все бумаги находятся в открытом доступе, к тому же, специально для Разведывательно-водолазной команды ГРУ рассекретило ряд документов по разведгруппам, высаживавшимся с подлодок в расположение врага на островах Финского залива. На их основе удалось определить примерные координаты погибших судов, но эту информацию необходимо проверять при помощи гидролокации. Когда нужный объект обнаружен, наступает время изучать его на месте – подводные исследователи погружаются в море, чтобы сделать детальную фото и видеосъемку, на основе которой позже создают 3D-модель. Сейчас любой желающий может «покрутить» эти модели в виртуальном музее «Поклон кораблям Великой Победы» и в деталях рассмотреть, как выглядят погибшие суда.
Ценные кадры
Проект зародился еще в 2005 году. Именно тогда, занимаясь погружениями на Черном море, Константин Богданов понял, что ему интересны не разноцветные рыбки и скрытая от глаз подводная жизнь, а именно корабли. Когда в районе Новороссийска удалось поднять судовые документы с одного из затонувших катеров типа «Малый охотник», началась история поисков.
«Судовой журнал был закопан в ил, благодаря чему неплохо сохранился, – объясняет создатель Разведывательно-водолазной команды. – Конечно, бумага намокла, но поскольку документы было принято заполнять простым карандашом, текст не растекся и не смылся. Хорошо, что мы додумались сначала выяснить, как правильно поднять находку на поверхность. Если бумагу не упаковать сразу в контейнер или полиэтиленовый пакет, она может начать расползаться прямо в руках, механическое воздействие опасно. Так, в контейнере, мы и привезли журнал в Москву, где отдали экспертам, которые смогли разделить слипшиеся страницы и расшифровать написанное».