В чем сила, мозг? Как слышать цвета и чувствовать магнитное поле
Число научных статей о нейропластичности перевалило за сотни тысяч. Но до сих пор, взирая на мозг — на эту таинственную розоватую самонастраивающуюся материю, мы не знаем точно, почему и как он творит свои чудеса. Но с каждым днем узнаём всё больше. Новые открытия — это новые возможности. Об удивительных способностях мозга читайте в этой статье, подготовленной по книге «Живой мозг», вышедшей в издательстве МИФ.
Миллиарды в миллиметре
Человеческий мозг состоит из 86 млрд клеток, которые быстро передают туда-сюда информацию в виде электрических импульсов. Однако самую интересную особенность мозга составляет не колоссальное количество нейронов, а способ их взаимодействия. Общее количество нейронных соединений — около 200 триллионов.
Как представить себе масштабы собственного мозга? Исходите из того, что в одном кубическом миллиметре его ткани связей больше, чем ныне живущих на нашей планете людей.
Поразительная незавершенность
Один из больших сюрпризов преподнес проект «Геном человека»: когда на рубеже нового тысячелетия ученые составили структуру генома, оказалось, что у человека имеется всего-навсего около 20 тысяч генов. Такого биологи не ожидали: они-то предполагали, что генов у человека должно быть никак не меньше сотен тысяч.
Тогда каким же образом мозг умудряется выстраивать себя на основе простейшего «букваря»? Благодаря остроумной стратегии: его дело — выточить болванку и предоставить опыту общения с миром доводить ее до ума.
Сила в слабости
Человек непривередлив и способен выжить в любом уголке земного шара. В чем тут фокус? Вовсе не в том, что мы выносливее, жизнеспособнее или неприхотливее других живых созданий, — тут мы проигрываем почти любому животному.
Дело в другом: мы приходим в мир, имея во многом неразвитый мозг. Отсюда и уникально длительный для живой природы период полной беспомощности в детстве. Что, однако, с лихвой окупается, поскольку наш мозг приглашает окружающую реальность поучаствовать в его формировании. Приход в этот мир с незрелым мозгом в случае нашего вида зарекомендовал себя очень выигрышной стратегией: не создавай жестких конструкций, создай систему, способную подстраиваться под окружающий мир.